Презентация бизнес-плана
К грамотно составленному бизнес-плану применимы два, казалось бы противоположных по своему характеру, требования:
- с одной стороны, бизнес-план должен детальным образом характеризовать и описывать сущность предлагаемого инвестиционного проекта, обосновывать его необходимость и привлекательность для инвестора;
- с другой стороны, бизнес-план не должен быть слишком подробным и объемным документом, который является сложным для восприятия и анализа со стороны потенциальных инвесторов и партнеров.
В результате возникают закономерные вопросы: «Каков должен быть оптимальный объем бизнес-плана?» и «Как учесть в рамках весьма ограниченного объема такое большое количество важных вопросов?».
Во-первых, что касается объема бизнес-плана, то он должен находиться в пределах от 30 до 40 машинописных страниц (формата А4). Это именно тот оптимальный объем, который позволяет максимально детально отразить важные моменты предлагаемого инвестиционного проекта и в котором достаточно легко ориентироваться. Отсюда вытекает другое важное требование к бизнес-плану – его четкая структуризация и наличие удобной системы навигации (системы поиска по документу). Элементами такой системой навигации являются содержание бизнес-плана, в котором следует отразить не только основные разделы, но также и подразделы, а также текстовые прямые и перекрестные ссылки на таблицы, графики и рисунки. Все это делает бизнес-план наиболее удобным для прочтения и быстрого поиска необходимой информации.
Что касается ответа на второй вопрос, то здесь сначала необходимо определить тот перечень информации, которые необходимо обязательно отразить в бизнес-плане, а также ту информацию, которую целесообразно будет поместить в приложение.
Оформление титульного листа бизнес-плана имеет важное значение, поскольку он должен содержать наиболее важную информацию, касающуюся сущности предлагаемого инвестиционного проекта, заявителя проекта, контактную информацию, сроки реализации проекта и другие данные. Необходимо правильно оформить титульный лист, для того, чтобы было однозначно понятно назначение бизнес-плана для потенциального инвестора (партнера) без необходимости поиска нужной информации в тексте самого документа.
Существуют различные стандарты оформления титульного листа бизнес-плана. Однако важно помнить одно – титульный лист должен представлять основную информацию по проекту, и в то же время, не должен быть перегружен ею. Резюме в бизнес-плане является одним из наиболее важных разделов, с которым в первую очередь знакомится потенциальный инвестор. К резюме предъявляются следующие требования:
1. краткость (не более 1 страницы);
2. информативность;
3. акцентирование внимания на уникальность проекта;
4. сжатое описание сути проекта;
5. приведение показателей, характеризующих эффективность предлагаемого проекта для потенциального инвестора.
Основные правила эффективной презентации можно выразить следующим образом:
1. Предложение только высококачественного продукта.
2. Тщательная подготовка к презентации.
3. Получение максимума информации о потенциальном партнере (инвесторе) в целях:
- построения диалога на языке клиента;
- рассмотрения ситуации с его точки зрения;
- определения слабостей и интересов клиента.
4. Выделение выгод предлагаемого проекта для партнера (инвестора).
5. Благоприятный внешний вид.
6. Вера в собственные силы и успех.
7. Доброжелательное отношение к вопросам, замечаниям и репликам.
Бизнес-предложение представляет собой «выжимку» из бизнес-плана, отражающее его самые главные моменты.
Подготовка бизнес-предложения является одним из ответственных этапов работы с инвестором, в связи с этим основные правила подготовки эффективного бизнес-предложения следующие:
1. Потенциальный инвестор (партнер) должен услышать суть и выгоды проекта в первые 30 секунд презентации.
2. Акцент на коммерческой ценности проекта.
3. Раздаточный материал (бизнес-предложение) – объем 2-3 страницы.
4. Четкая и понятная структура.
5. Основные разделы бизнес-предложения:
- Кто мы, чем занимаемся, какой у нас опыт, достижения?
- Сущность проекта, и на какой стадии разработки он находится?
- Преимущества нашего предложения (продукта)? Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов
- Выгоды для партнера (инвестора) по сотрудничеству с нами?
- Сколько необходимо ресурсов на реализацию проекта?
- Инвестиционный план и показатели эффективности проекта?
6. Использование простого и понятного языка (меньше специальный терминов, минимум технических подробностей, меньше прилагательных, меньше аббревиатур и сокращений).
7. Использование способов выделения текста и главных фраз (выделение шрифтом и подчеркивание, использование списков, таблиц, пробелы между абзацами, проверка орфографии, высокое качество печати, умеренный размер шрифта).
Основные шаги по подготовке презентации:
1. Детально проработать тему презентации.
2. Определить цели и задачи (что мы хотим получить в результате ее).
3. Изучить аудиторию (ее слабые и сильные стороны).
4. Продумать стратегию основной части презентации.
5. Подготовить вступление и заключение.
6. Продумать язык презентации.
7. Разработать наглядные материалы.
8. Организовать пространство (формализованное или неформальное пространство, наличие преград между вами и аудиторией).
9. Подумать о внешнем виде.
10. Прорепетировать презентацию.
Структуру презентации можно представить следующим образом:
1. Тема
2. Цели и задачи
3. Вступление (цель – заинтересовать аудиторию)
4. Основная часть (цель – информировать, убедить, мотивировать, показать выгоду для аудитории, привести доказательства (цифры, факты), сделать выводы)
5. Заключение (цель – побудить к действиям, подведение итогов и представление результата аудитории, выражение благодарности, ответы на вопросы аудитории)
Достаточно важно привлечь внимание аудитории. Для этих целей используются:
- Риторический вопрос
- Интересный факт или цифра
- Цитата кого-либо из известных авторов
- Проведение параллели с другой страной, регионом, отраслью и т.д.
- Парадоксальное утверждение
- Провокационное заявление
- Юмор
- Афоризм
- Апелляция к интересам аудитории
- Использование демонстрационных средств.
Источник - Бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов /Учебно-методическое пособие, под общей редакцией Савельева