КАТАЛОГ О САЙТЕ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ КАК НАПИСАТЬ

Поиск  

Все темы:Микроэкономика

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Существуют два принципиальных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке.

1. В случае установления единой цены на данный товар для различных групп потребителей стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и возникновению так называемых "потерь мёртвого груза" - безвозвратных потерь от монополии.

Графически этот процесс отражен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Формирование цены на монопольном рынке.

График 1

На рис. 1.1 MR - кривая предельного дохода, MC=S - предельных издержек или предложения, AR=D - среднего дохода или спроса.

В условиях конкурентного рынка цена и объемы производства устанавливаются из условия равенства кривых спроса и предложения (S=D), в этом случае сформируется равновесная цена Рс при объеме производства Qc. Если же рынок контролируется монополией, последняя будет определять объем производства исходя из равенства кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), что составит уровень Q*, что значительно ниже конкурентного. В этом случае существующий спрос обеспечит цену продукции Р*, существенно превышающую равновесную цену конкурентного рынка.

2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Пусть на рис.1.2 D(p) - кривая спроса на некий товар. Назначение некоторой фиксированной цены p0 означает разделение всего спектра покупателей на две группы: тех, для кого эта цена слишком высока, и тех, для которых она достаточно низка.

В этом случае реально работает только ветвь кривой спроса правее p0. Это характеризует экономическое поведение недискриминирующего монополиста. Тогда уровень его продаж D(p0) приносит доход p0D(p0) (вся заштрихованная площадь) и при себестоимости единицы товара с прибыль составит (p0 - p)D(p0) (заштрихованная жирно площадь).

Рис.1.2.

График 2

В то же время полный платежеспособный спрос мог бы быть существенно больше, если бы монополист имел возможность селектировать группы потребителей по их платежеспособности посредством назначения разных цен.

Пусть (рис.1.3) p0 - некоторая первоначальная цена процесса извлечения максимальной прибыли (и удовлетворения всего платежеспособного спроса) при этой цене доход составит p0D(p0), а прибыль - (p0 - с)D(p0). Теперь следующая установленная цена p1 < p0, удовлетворит спрос покупателей в размере (D(p1) -D(p0)), тогда приращение прибыли и дохода составит соответственно

(p1 - с)(D(p1) - D(p0)) и p1(D(p1) -D(p0)).

Рис. 1.3.

График 3

Продолжая это процесс "сканирования" кривой спроса вплоть до точки себестоимости с, находим, что полная прибыль, полученная таким процессом, равна площади треугольника под кривой D(p), расположенной правее с при условии что число назначенных цен достаточно велико).

Этот процесс совершенной ценовой дискриминации практически может быть реализован, конечно, при том условии, что продавец является монополистом. Оно должно быть дополнено также и условием, что продавец располагает необходимой массой товарной продукции D(с), способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. Еще одно важное условие реализации процесса заключается в невозможности хранения и накопления товара, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродаже по высокой.

Самое главное же условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар. Как видно, процесс ценовой дискриминации представляет форму перераспределения средств из группы с высокой платежеспособностью в группу с низкой. Поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран.

С учетом инфляции и банковского процента цена может быть снижена посредством взимания ранее назначенной высокой цены спустя некоторое время после потребления товара, т.е. потребитель должен иметь значительную кредиторскую задолженность перед продавцом. При отсутствии должной хозяйственной дисциплины это выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию. Таким образом, последствия монопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса платежей. Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Источник - Национальная служба новостей

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Все научные статьи

СТАТЬИ

ТЕОРИЯ

Методы проведения аудита

Банковские расчеты. Аккредитив, инкассо, чек

Бизнес план. Структура бизнес плана

Предмет и метод бухгалтерского учета

Внешнеэкономическая деятельность

Инвестиционный портфель. Управление инвестиционным портфелем

Инновационный менеджмент: основные понятия и определения

Теория Дж.М.Кейнса. Кейнсианская теория

Контроллинг. Сущность, функции и задачи контроллинга

Логистика. Основные понятия и требования логистики

Экономический рост. Факторы экономического роста

Международный маркетинг

Закон спроса. Эластичность спроса

Мировое хозяйство. Структура и ресурсы мирового хозяйства

Налог. Классификация налогов

Управление персоналом

Оценка рисков. Методы оценки рисков

Миссия и цели организации

Учет затрат. Организация учета затрат на предприятии

Методы и показатели финансового анализа предприятия

Финансовый маркетинг

Бюджетная система. Государственный бюджет

Организация производства. Производственный процесс

Экономические показатели. Система показателей экономической статистики

КАК НАПИСАТЬ