Факторы производства
Производство образует материальную основу экономики. Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.
Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Ресурсы становятся экономическими (т.е. приобретают форму факторов производства) при вовлечении их в производственный процесс.
В качестве основных факторов производства выделяют капитал, землю, труд, предпринимательскую способность. Капитал – это созданная ранее накопленная стоимость.
Выделяют следующие основные виды капитала.
1. Денежный капитал. Находится в денежной форме.
2. Фиктивный капитал. Вложен в ценные бумаги.
3. Реальный капитал (недвижимость, оборудование, материалы, полуфабрикаты, товары).
Земля – особый фактор производства, представляющий собой:
1. сельскохозяйственные угодья;
2. место, на котором находится предприятие;
3. недра.
Труд – целенаправленная деятельность, в результате которой происходит создание товаров. Труд, исходя из данного определения, представляет собой процесс.
Труд – это всегда совокупность определенных усилий (физических или умственных), используемых в процессе производства и реализации товаров.
Предпринимательская способность – это совокупность следующих умений:
1. умение эффективно соединять в производственном процессе имеющиеся в распоряжении ресурсы;
2. умение планировать производственный процесс и прогнозировать рыночные изменения;
3. умение рисковать.
Считается, что данным ресурсом обладают 5-7% граждан России.
Предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.
Предпринимательская деятельность предполагает инновационный, творческий подход к удовлетворению человеческих потребностей путем создания, производства и реализации нужных в данный момент времени потребителю товаров. Цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода. Нередко в качестве цели выделяют расширение объемов производства и реализации, продвижение продукции на новые рынки. Однако нетрудно догадаться, что эти цели скрывают за собой вполне естественное для любого человека желание удовлетворения своих личных потребностей, при этом в качестве основного мотива, побуждающего человека стать предпринимателем может выступать не только желание жить богато, но и стремление выразить себя, заставить себя уважать, быть независимым от настроения руководителя, работать «на себя».
Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля – ренту, капитал – процент, труд – зарплату. Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
Q = f (F1, F2, …, Fn),
где Q - max объем пр-ва при заданных затратах;
F1 - кол-во использованного фактора f1;
F2 - кол-во использованного фактора f2;
Fn - количество использованного фактора fn.
Источник - Т.А.Фролова Микроэкономика: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2006
Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005, 104 с.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Микроэкономика и макроэкономика. Методология микроэкономики
Постоянные и переменные издержки
Закон спроса. Эластичность спроса
Экономические системы. Типы экономических систем
Рынок. Сущность рынка. Рыночная экономика
Рыночные структуры. Типы рыночных структур
Полезность блага. Теория полезности. Кривая безразличия