Закон спроса. Эластичность спроса
Потребности человека безграничны, а возможности для их удовлетворения ограничены. С этой проблемой и связано внимание к потребительскому спросу.
Спрос - это платежеспособная потребность. Другими словами, желающих купить товар может быть сколько угодно, однако произвести покупку смогут лишь немногие. Это обстоятельство необходимо учитывать при маркетинговых исследованиях (изучении рынка). Ориентация на потенциальных покупателей позволяет более точно выделить потребительские предпочтения. Но есть еще и другая сторона проблемы, под покупателем и потребителем могут скрываться разные лица. Поэтому мнение покупателя (например, школы при выборе парт) может отличаться от запросов потребителей (в данном случае школьников).
Спрос можно определить количественно. Спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели согласны приобрести по определенным ценам в течении определенного промежутка времени. Не случайно, мы определяем спрос «по определенным ценам» (ведь при увеличении цены потенциальный покупатель может отказаться от покупки данного товара) и «в течение определенного промежутка времени» (как мы отметим позже спрос в краткосрочном периоде отличается от спроса в долгосрочном, т.е. длительном). Спрос зависит от влияния множество факторов: цены товара, цен других товаров, изменений в доходах и расходах населения, местных культурологических и климатических особенностей, интенсивности и эффективности рекламы и многого другого. Наличие большого количества факторов затрудняет анализ спроса. Поэтому , как правило, выделяют удель ный вес каждого фактора, определяют наиболее значимые.
В качестве наиболее значимого фактора выделяют фактор цены. Зависимость между спросом и ценой является обратной, ведь при снижении цены искушение купить желанный товар и возможность приобрести его в большем количестве становится выше, а при увеличении цены покупательская способность при прочих равных условиях становится ниже.
Обратная зависимость между спросом и ценой была названа законом спроса.
Покажем эту зависимость графически: на оси абсцисс отложим количество товара Х, на оси ординат отложим цену товара Х. Совокупность точек, характеризующих зависимость количества покупаемого товара от изменения цены, называют кривой спроса (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса.
Кривую спроса обычно обозначают буквой D, линию спроса - DD (от английского Demand (спрос)).Функцию спроса можно представить в виде линейной зависимости. Для этого необходимо изучить соотношение между ценами и объемами продаж за определенный промежуток времени и воспользоваться методом наименьших квадратов. При этом желательно свести к минимуму влияние внешних факторов.
Аргументируем закон спроса.
1. Рыночные исследования позволяют доказать закон спроса эмпирически. Изучение рыночных тенденций свидетельствуют, что потребители покупают товар в большем количестве при понижении цены и в меньшем - при повышении цены.
2. Принцип убывающей предельной полезности. Данный принцип, известный нам из теории потребительского выбора, заставляет производителей идти на снижение цены с целью увеличения объемов реализации.
3. Эффект дохода. При снижении цены товара возможно приобрести большее количество данного товара. Покупательная способность в данном случае увеличивается несмотря на отсутствие повышения заработной платы.
4. Эффект замещения. При снижении цены, товар становится дешевле относительно других товаров. Потребители подобных товаров, производимых другими предприятиями, могут переключиться на подешевевший товар.
Однако, несмотря на достаточно убедительную аргументацию, закон спроса может и не действовать. Закон спроса не действует в следующих условиях.
1. Ажиотажный спрос. Ажиотажный спрос проявляется в условиях инфляции или дефицита товара. Однако возможна и обратная ситуация. Ее характеризовал Артур Пигу (1877-1959). В экономической литературе она получила название эффекта реальных кассовых остатков или эффекта Пигу. Ее суть заключается в том, что скачок цен может не вызвать увеличения спроса. Покупатели предполагают, что скачок цен представляет собой кратковременное явление и вскоре последует снижение цен. Исходя из этого, потребители откладывают покупки на будущее.
2. Редкость товара. Существуют товары, которые покупаются вне зависимости от изменения цен. Эти товары привлекают потребителя в силу их редкости. Это раритеты.
3. Эффект дохода. Повышение дохода дает возможность не только увеличить потребление количественно, но и качественно. Это означает, что потребитель переходит на употребление более дорогих продуктов питания и одежды.
На спрос влияют разнообразные неценовые факторы: изменения в доходах, изменения в структуре населения, мнения окружающих потребителя людей, экономическая политика правительства, мода, реклама. Выделяют понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса». Изменение спроса представляет собой формирование иного спроса под воздействием неценовых факторов, например увеличения или снижения дохода. Изменение величины спроса представляет собой движение по кривой спроса.
Эластичность спроса
Для более глубокого анализа спроса экономисты ввели понятие эластичности спроса. Эластичность - это степень реакции изменения одной переменной вследствие изменения другой переменной. Эластичность спроса - это чувствительность спроса к изменению цены товара, цен других товаров, доходов потребителей.
Выделяют ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, эластичность спроса по доходу.
Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению цены товара.
Спрос является эластичным в том случае, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает более чем однопроцентное изменение величины спроса.
Спрос обладает единичной эластичностью, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает однопроцентное изменение величины спроса. Спрос является неэластичным в том случае, если однопроцентное изменение в цене товара вызывает менее чем однопроцентное изменение величины спроса. Для определения эластичности спроса используют следующую формулу:
E= %ΔQ / %ΔP, где
%ΔQ – процентное изменение количества товара,
%ΔР – процентное изменение цены товара.
Ее можно записать и какE = (ΔQ/Q)/(ΔP/P)
илиE = (ΔQ/ΔP) * (P/Q).
Основные факторы, влияющие на эластичность спроса.1. Наличие товаров-заменителей.
Узнать степень влияния изменений цен отдельных товаров на сбыт других товаров позволяет коэффициент перекрестной эластичности.
Для расчета коэффициента перекрестной эластичности используют следующую формулу:
Eij = (ΔQi/Qi) / (ΔPi/Pi), где
P – цена товара;
Q – количество товара.
2. Взаимодополняемость товаров.Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса по отношению к изменениям в доходе потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода потребителя.
При этом не трудно убедиться, что коэффициент эластичности может быть положительным (больше нуля), так и отрицательным. Это связано с тем, что по мере роста дохода потребитель может увеличить покупку данного товара, а может отказаться от потребления данного товара в пользу другого, более качественного или более престижного.
Если коэффициент эластичности отрицателен, то, вероятно, что потребитель оценивает данный товар как низкокачественный или не престижный.
Товары, коэффициент эластичности спроса по доходу на которые положителен, называют нормальными. Они классифицируются на:
• товары первой необходимости (спрос на данные товары увеличивается медленнее роста доходов и соответственно коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1);
• товары второй необходимости (спрос на данные товары растет пропорционально доходу, и соответственно коэффициент эластичности равен единице);
• предметы роскоши (спрос на данные товары вначале невелик, но затем опережает рост доходов и не имеет предела насыщения).
Для более глубокого анализа эластичности спроса по доходу выделяют краткосрочный и долгосрочный временные интервалы. Для большинства товаров эластичность на долгосрочном этапе выше, чем на краткосрочном. Однако для товаров длительного пользования ситуация может быть обратной.
Источник - Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005, 104 с.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Микроэкономика и макроэкономика. Методология микроэкономики
Постоянные и переменные издержки
Закон спроса. Эластичность спроса
Экономические системы. Типы экономических систем
Рынок. Сущность рынка. Рыночная экономика
Рыночные структуры. Типы рыночных структур
Полезность блага. Теория полезности. Кривая безразличия