Эластичность спроса и эластичность предложения
Предложение представляет собой готовность производителя реализовать определенное количество товара по определенным ценам в течение определенного промежутка времени. Предложение обозначается буквой S (от английского «Supply»).
Предложение товаров и услуг испытывает на себе влияние множества факторов, среди которых наиболее важное место занимает цена. Зависимость между ценой и объемом спроса прямая. Действительно при увеличении цены на предлагаемый товар при прочих равных условиях у производителя появляется желание реализовать большее количество товара. Прямая зависимость между изменением объема предложения вследствие изменения цены получила название закона предложения. Графически закон предложения можно продемонстрировать при помощи кривой предложения, представленной на рис. 1. Кривая предложения имеет положительный наклон (чем выше цена товара, тем большее количество товара будет произведено при прочих равных условиях).
Рис. 1. Кривая предложения.
Аргументируем закон предложения.
1. Реализация резервов.
Реализовать продукцию в полном объеме в кратчайшие сроки достаточно сложно. Поэтому большинство предприятий имеют определенный запас товарной продукции на складе. Повышение цены приводит к выбрасыванию на рынок этой резервной продукции. Соответственно объем предложения увеличивается вследствие повышения цены.
2. Работа в 3 смены.
Далеко не все предприятия функционируют в 3 смены. Это может быть связано с невозможностью реализовать больший объем продукции на рынке. Кроме того работа в 3 смены может вызвать увеличение затрат вследствие нежелания работников работать ночью «за гроши». Однако рост цены на продукцию способен заставить владельцев предприятия организовать работу круглосуточно. Это приводит к увеличению объема предложения на рынке. Исключение из закона предложения может быть связано лишь с определенными ожиданиями товаропроизводителей. Ожидая сезонное колебание цены продавец может отказаться от реализации товара в период низких цен или снизить объемы реализации с целью максимизации прибыли в будущем за счет фактора сезонности.
Необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения.
Изменение предложения характеризует сдвиг кривой предложения в силу влияния неценовых факторов. Изменение величины предложения характеризует движение по кривой (или прямой, если функция линейная) предложения под влиянием ценовых факторов.
Сдвиг кривой предложения обусловлен воздействием неценовых факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Изменение издержек. Рост альтернативных издержек порождает желание изменить специализацию и возможно руководство предприятия примет решение отказаться от выпуска данной продукции. Рост затрат увеличивает себестоимость, снижая величину прибыли при прочих равных условиях. Предложение снижается. И наоборот, уменьшение затрат стимулирует приток новых фирм в отрасль. Соответственно объем предложения увеличивается.
2. Конкуренция. Конкуренция является положительным фактором, поскольку заставляет товаропроизводителя совершенствовать товар, улучшая тем самым его количественные и качественные характеристики. В то же время конкуренция способна разорить не только товаропроизводителя, осуществляющего производство неэффективно (старые технологии, низкая фондоотдача и низкая производительность труда), но и малые предприятия, не способные в силу объективных причин использовать положительный эффект масштаба наравне с крупными.
3. Форс-мажорные обстоятельства. Имеются ввиду проблемы, порожденные внешними, не зависящими от производителя и потребителя факторами, например природные (землетрясение) или техногенные (авария на АЭС) катастрофы или война.
Эластичность предложения
Основная характеристика предложения - это его чувствительность по отношению к изменению цены, называемая эластичностью предложения.
Предложение может быть эластичным, неэластичным, с единичной эластичностью, абсолютно эластичным и совершенно неэластичным.
Предложение эластично, если однопроцентное изменение цены вызывает более чем однопроцентное изменение величины предложения.
Предложение неэластично, если однопроцентное изменение цены вызывает менее чем однопроцентное изменение величины предложения.
Предложение обладает единичной эластичностью, если однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение величины предложения.
При анализе эластичности предложения выделяют следующие временные интервалы:
• мгновенный (кратчайший);
• краткосрочный;
• долгосрочный.
На первом (мгновенном) интервале производитель не может увеличить предложение товара. Спрос растет, цена увеличивается, товар стремительно раскупается. В качестве примера данного временного промежутка может выступать торговый день.
На втором (краткосрочном) интервале производитель задействует имеющиеся возможности за счет использования дополнительного количества ресурсов (работа в 3 смены). Это дает возможность расширить предложение товара и получить дополнительную выгоду от повышения цены и увеличения объемов реализации. Примером данного временного интервала может служить неделя.
На долгосрочном временном интервале производитель может увеличить размеры капитала, освоить новые технологии, построить новый цех или предприятие. Примером данного временного интервала может служить месяц, год или несколько лет (в зависимости от величины капитальных вложений).
Источник - Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005, 104 с.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Микроэкономика и макроэкономика. Методология микроэкономики
Постоянные и переменные издержки
Закон спроса. Эластичность спроса
Экономические системы. Типы экономических систем
Рынок. Сущность рынка. Рыночная экономика
Рыночные структуры. Типы рыночных структур
Полезность блага. Теория полезности. Кривая безразличия