КАТАЛОГ О САЙТЕ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ КАК НАПИСАТЬ
Поиск  

Микроэкономика

Все темы: Аудит Банковское дело Бизнес-планирование Бухгалтерский учет Внешнеэкономическая деятельность Инвестиционный менеджмент Инновационный менеджмент История экономических учений Контроллинг Логистика Макроэкономика Маркетинг Микроэкономика Мировая экономика Налогообложение Основы менеджмента Риск менеджмент Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансы и кредит Экономика предприятия Экономическая статистика Прочие статьи

Эластичность спроса и эластичность предложения

Предложение представляет собой готовность производителя реализовать определенное количество товара по определенным ценам в течение определенного промежутка времени. Предложение обозначается буквой S (от английского «Supply»). Предложение товаров и услуг испытывает на себе влияние множества факторов, среди которых наиболее важное место занимает цена. Зависимость между ценой и объемом спроса прямая. Действительно при увеличении цены на предлагаемый товар при прочих равных условиях у производителя появляется желание реализовать большее количество товара. Прямая зависимость между изменением объема предложения вследствие изменения цены получила название закона предложения. Графически закон предложения можно продемонстрировать при помощи кривой предложения. Кривая предложения имеет положительный наклон (чем выше цена товара, тем большее количество товара будет произведено при прочих равных условиях).

подробнее...

Рыночное равновесие. Равновесная цена

Стремление рынка к достижению состояния равновесия несложно доказать, предположив, что рыночная цена в данный момент времени не соответствует равновесной. В случае заниженной цены товар станет более доступен, и соответственно большее количество людей выразят желание его приобрести. Однако количество фирм, имеющих возможность продать товар, получив при этом достаточный уровень рентабельности, сократится. Для некоторых (особенно мелких) предприятий понижение цены несет в себе убытки. Соответственно возникает ситуация избыточного спроса, порождающая товарный дефицит. Конкурируя между собой за ограниченное количество товара покупатели вызовут тем самым повышение цены, которое возможно превысит равновесную вследствие желания продавцов получить дополнительную прибыль в краткосрочном периоде, что, в свою очередь, породит избыточное предложение (производители выставят на реализацию запасы залежалой на складах продукции или будут работать в 3 смены).

подробнее...

Полезность блага. Теория полезности. Кривая безразличия

Стремительное развитие промышленности стало порождать проблемы в сфере сбыта продукции. Это поставило в центр внимания экономических исследований проблему потребительского выбора. Она была сформулирована представителями нового направления – маржинализма (маржинальный - предельный). Резкий переход от анализа стоимости с позиции товаропроизводителя к исследованию ценности блага со стороны потребителя обусловил характеристику нового направления как революционного (нередко в учебниках можно встретить словосочетание «маржиналистская революция»). В развитии маржинализма выделяют 2 этапа. 1. Ранний маржинализм (70-80 годы 19 века). Австрийская школа (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк). Ее характерная черта - последовательный субъективизм (все экономические категории и экономические отношения выводятся только исходя из субъективных ожиданий потребителя). Оценка полезности вещи со стороны потребителя определяет, по мнению ранних маржиналистов, цену товара и объем реализации. Поскольку понятие ценности представляется слишком субъективным, в экономическую теорию вводится новая категория – предельная полезность (полезность последней единицы запаса блага).

подробнее...

Рыночные структуры. Типы рыночных структур

Экономисты выделяют следующие рыночные структуры (ситуации), представляющие скорее «идеальные типы»: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Реальные рыночные условия более сложны и менее предсказуемы, нередко мы сталкиваемся с сочетанием характерных особенностей двух или трех ситуаций, однако выделение «идеальных типов» позволяет с определенной долей условности характеризовать планируемую сферу деятельности и определить наши конкурентные преимущества (сильные стороны) и возможные слабые стороны. Рассмотрим ситуацию чистой конкуренции. Конкуренция - это рынок множества товаропроизводителей и продавцов, продукция которых почти не отличается друг от друга, как по цене, так и по качеству.

подробнее...

Рынок. Сущность рынка. Рыночная экономика

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок). Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.

подробнее...

Факторы производства

Производство образует материальную основу экономики. Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Ресурсы становятся экономическими (т.е. приобретают форму факторов производства) при вовлечении их в производственный процесс. В качестве основных факторов производства выделяют капитал, землю, труд, предпринимательскую способность. Капитал – это созданная ранее накопленная стоимость. Выделяют следующие основные виды капитала. 1. Денежный капитал. Находится в денежной форме. 2. Фиктивный капитал. Вложен в ценные бумаги. 3. Реальный капитал (недвижимость, оборудование, материалы, полуфабрикаты, товары).

подробнее...

Экономические системы. Типы экономических систем

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества. Экономические системы прошли в своем развитии три ступени: 1. Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них. Производство носило ограниченный, локальный характер. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хозяйства. Технические изобретения и передовые производственные навыки распространялись крайне медленно, т.к. в условиях господства натурального хозяйства уровень производительности труда одного хозяйства не оказывал влияние на другое. Производители опирались на силу традиции, поэтому такую экономическую систему называют традиционной.

подробнее...

Закон спроса. Эластичность спроса

Потребности человека безграничны, а возможности для их удовлетворения ограничены. С этой проблемой и связано внимание к потребительскому спросу. Спрос - это платежеспособная потребность. Другими словами, желающих купить товар может быть сколько угодно, однако произвести покупку смогут лишь немногие. Это обстоятельство необходимо учитывать при маркетинговых исследованиях (изучении рынка). Ориентация на потенциальных покупателей позволяет более точно выделить потребительские предпочтения. Но есть еще и другая сторона проблемы, под покупателем и потребителем могут скрываться разные лица. Поэтому мнение покупателя (например, школы при выборе парт) может отличаться от запросов потребителей (в данном случае школьников). Спрос можно определить количественно. Спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели согласны приобрести по определенным ценам в течении определенного промежутка времени. Не случайно, мы определяем спрос «по определенным ценам» (ведь при увеличении цены потенциальный покупатель может отказаться от покупки данного товара) и «в течение определенного промежутка времени» (как мы отметим позже спрос в краткосрочном периоде отличается от спроса в долгосрочном, т.е. длительном).

подробнее...

Постоянные и переменные издержки

На практике обычно используется понятие затрат производства. Это обусловлено различием между экономическим и бухгалтерским смыслом издержек. Действительно, для бухгалтера издержки представляют собой реально потраченные суммы денег, издержки, подтвержденные документально, т.е. затраты.
Издержки как экономический термин, включает в себя как реально затраченные суммы денег, так и упущенную выгоду. Вкладывая деньги в какой-либо инвестиционный проект, инвестор лишается права использовать их иным образом, например, вложить в банк и получать небольшой, но стабильный и гарантированный, если, конечно, банк не обанкротится, процент. Наилучшее использование имеющихся ресурсов получило название в экономической теории альтернативной стоимости или альтернативных издержек. Именно это понятие и отличает термин «издержки» от термина «затраты». Другими словами затраты представляют собой издержки, уменьшенные на сумму альтернативной стоимости.

подробнее...

Микроэкономика и макроэкономика. Методология микроэкономики

Структурно современная экономическая теория делится на два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями. Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

подробнее...


ТЕОРИЯ

Методы проведения аудита

Банковские расчеты. Аккредитив, инкассо, чек

Бизнес план. Структура бизнес плана

Предмет и метод бухгалтерского учета

Внешнеэкономическая деятельность

Инвестиционный портфель. Управление инвестиционным портфелем

Инновационный менеджмент: основные понятия и определения

Теория Дж.М.Кейнса. Кейнсианская теория

Контроллинг. Сущность, функции и задачи контроллинга

Логистика. Основные понятия и требования логистики

Экономический рост. Факторы экономического роста

Международный маркетинг

Закон спроса. Эластичность спроса

Мировое хозяйство. Структура и ресурсы мирового хозяйства

Налог. Классификация налогов

Управление персоналом

Оценка рисков. Методы оценки рисков

Миссия и цели организации

Учет затрат. Организация учета затрат на предприятии

Методы и показатели финансового анализа предприятия

Финансовый маркетинг

Бюджетная система. Государственный бюджет

Организация производства. Производственный процесс

Экономические показатели. Система показателей экономической статистики

СТАТЬИ

Региональная система безналичных платежей

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000

Государственное управление в регионах: новые подходы

Риск процентной ставки

Рыночный риск: измерение и управление

Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации

Бизнес-системы постиндустриального общества

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Филиалы, данные, анализ

От переработки данных - к анализу

Доходность, ликвидность, риск

Рыночный риск и как с ним бороться

Информация - новый вид финансовых активов

Знание - основа анализа

Информационно-аналитические технологии и выбор решений

Имитационная модель банка - основа аналитической системы

Денежные потоки в коммерческом банке

Внешнее финансирование в системе регулирования финансовых потоков компании

КАК НАПИСАТЬ