КАТАЛОГ О САЙТЕ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ КАК НАПИСАТЬ

Поиск  

Все темы:Финансы и кредит

Бюджетная система. Государственный бюджет

Бюджет – это центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджетный фонд – это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджетный план - это документ, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план – основной финансовый документ страны. В процессе исполнения “бюджетного плана” образуется и используется ”бюджетный фонд” основной государственный централизованный денежный фонд.

Сущность любой экономической категории, в т.ч. и бюджета, проявляется в её функциях. Функции бюджета:

1 образование бюджетного фонда (бюджетные доходы), т.е. налоги, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег;

2 использование бюджетного фонда (бюджетные расходы), т.е. конкретные целевые бюджетные расходы;

3 контрольная, т.е. обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы (просвещение, культура, здравоохранение, оборона и пр.). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах взаимосвязанная совокупность всех видов бюджетов государства. Целью бюджетной системы является такое распределение государственной доли национального дохода, которое позволит наиболее рационально решить все государственные задачи.

Бюджетная система Российской Федерации определена Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК), принятым 31 июля 1998 г. (с последующими изменениями) и введенным в действие с 1 января 2000 г. В настоящее время существуют самостоятельные части бюджетной системы, к которым относятся:

Последние четыре вида бюджетов представляют собой бюджеты субъектов федерации. Местные бюджеты включают:

Отдельные аспекты функционирования бюджетной системы регламентируются бюджетным правом: совокупностью законодательных и подзаконных актов, регламентирующих компетенцию соответствующих органов государственного управления в бюджетной сфере. Бюджетное право определяет границы бюджетов, как с точки зрения источников их образования, так и направлений расходования. В результате обеспечивается реализация двух основополагающих принципов организации бюджетной системы: самостоятельности и единства.

Принцип самостоятельности заключается в том, что любой бюджет любого уровня располагает собственными источниками доходов и правом определять конкретный состав статей расходов и объемы денежных средств по ним.

Принцип единства заключается в том, что бюджетная система действует в рамках единой правовой базы, на основе единой классификации бюджетных статей, с едиными требованиями к бюджетному учету и отчетности и передаче бюджетной информации с нижних уровней на верхние.

Бюджет формируется на основе системы взаимосвязанных финансовых и экономических документов страны:

1) перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ);

2) баланса финансовых ресурсов (ст. 175 БК РФ);

3) долгосрочных целевых программ (ст. 179 БК РФ);

4) документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета (ст. 182 БК РФ) и др.

Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:

1) бюджетное послание Президента РФ;

2) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

3) основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

4) прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

5) план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

В состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете входят следующие основные характеристики бюджета, которые должны содержаться в его проекте:

1) общий объем доходов бюджета;

2) общий объем расходов бюджета;

3) дефицит бюджета.

При этом под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, а расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Доходы государственного бюджета выражают ту часть бюджетных отношений, которая заключается в передаче государству физическими и юридическими лицами части национального дохода – формировании бюджетного фонда.

В соответствии со ст.49 БК РФ установлены следующие виды доходов федерального бюджета:

1) в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, - в полном объеме;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

• иные неналоговые доходы.

3) в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

В структуре доходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на налоговые статьи доходов (около 94% от общей суммы доходов) такие, как: НДС, таможенные пошлины, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами и пр. На долю неналоговых доходов приходится около 6 % всех доходов федерального бюджета, среди которых выделяются: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и пр.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Источник - Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 - 185 с.
Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Все теоретические статьи

ТЕОРИЯ

СТАТЬИ

Региональная система безналичных платежей

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000

Государственное управление в регионах: новые подходы

Риск процентной ставки

Рыночный риск: измерение и управление

Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации

Бизнес-системы постиндустриального общества

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Филиалы, данные, анализ

От переработки данных - к анализу

Доходность, ликвидность, риск

Рыночный риск и как с ним бороться

Информация - новый вид финансовых активов

Знание - основа анализа

Информационно-аналитические технологии и выбор решений

Имитационная модель банка - основа аналитической системы

Денежные потоки в коммерческом банке

Внешнее финансирование в системе регулирования финансовых потоков компании

КАК НАПИСАТЬ