Финансы. Финансовая система
Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.
Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.
На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).
Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.
Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.
Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.
Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.
Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.
Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.
В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).
В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.
В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.
Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.
Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.
Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.
Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.
1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.
2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.
3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.
4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.
Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.
Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.
Финансовый контроль может быть двух видов:
– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;
– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.
Финансовая система Российской Федерации
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.
1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:
а) федеральные финансы;
б) региональные финансы;
в) местные (муниципальные) финансы.
2. Децентрализованные финансы:
а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);
б) финансы граждан.
Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.
Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.
Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.
Государственные и местные финансы объединены единой бюджетной системой Российской Федерации.
Источник - Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.