Государственный долг и государственный кредит
Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами, заемщиками или гарантами. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, бюджетам других уровней, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают определенные обязательства или требования.
Функции и цели государственного и муниципального кредита.
1. Распределительная функция – перераспределение денежных средств в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
2. Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных средств их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.
3. Функции учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Контроль осуществляется по следующим направлениям:
1) за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
2) за соблюдением условий кредитного договора;
3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
- проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;
- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач, поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией ратифицирует Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Российской Федерацией. Она осуществляется в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый период.
Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых инвестиционных программ, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств коммерческих организаций и др. Такие кредиты предусматриваются в бюджете на текущий финансовый период. Однако поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых периодов.
Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и других российских юридических лиц, являющихся агентами Правительства РФ.
При предоставлении бюджетных кредитов иногда используется вексельная форма оформления задолженности. Средства бюджета на возвратной основе не предоставляются коммерческим организациям с иностранными инвестициями. В качестве их обеспечения выступает залог инвестора, находящегося в собственности заемщика, а также гарантии российских коммерческих банков.
Задолженность бюджетам и ее реструктуризация. Разновидностью государственного кредита следует считать задолженность организаций по обязательным платежам в бюджет. Наличие просроченной задолженности бюджету вызывает необходимость ее реструктуризации. Решение о реструктуризации принимается в рамках закона о бюджете на соответствующий финансовый период. Порядок и правила реструктуризации на федеральном уровне устанавливает Правительство РФ, на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов РФ.
Государственные и муниципальные займы Российской Федерации – это денежные средства, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Программы государственных внутренних и внешних заимствований утверждаются на очередной финансовый период. 1. Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, содержащие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый период с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового периода и объема заимствований в данном финансовом периоде.
2. Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечни форм и видов соответствующих заимствований на очередной финансовый период с указанием общего объема заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В такие программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие периоды, если такие соглашения не утратили силу.
Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга. Помимо вышеперечисленных долговых обязательств в величине государственного и муниципального долга учитываются суммы по договорам о предоставлении гарантий по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
Долговые обязательства обеспечиваются всем находящимся в соответствующей собственности имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.
Долговые обязательства всех публично-правовых образований могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет включительно).
У Российской Федерации и субъектов РФ существует внутренний (в национальной валюте) и внешний (в иностранной валюте) государственный долг. Муниципальные образования могут иметь только внутренний долг. Внешние заимствования Российской Федерации могут осуществляться в форме целевого иностранного кредита.
Целевой иностранный кредит – это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации. Целевые иностранные кредиты включают:
1) связанные кредиты иностранных государств и иностранных юридических лиц, предназначенные для закупок продукции, работ, услуг – за счет средств кредиторов и в основном в стране кредитора;
2) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций для закупок преимущественно на конкурсной основе продукции, работ, услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Управление и муниципальным государственным долгом
Для проведения эффективной финансовой политики в области государственных и муниципальных заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным Министерством финансов РФ.
Управление государственным долгом субъекта осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распределительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Порядок осуществления внешних заимствований субъектов РФ (за исключением внешних облигационных займов) устанавливается Правительством РФ. Выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ осуществляется на основании Федерального закона от 29.07.98 № 136-ФЗ с учетом приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, представлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов. Эти заимствования не считаются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга ни у субъектов РФ, ни у муниципальных образований.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, а также по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими.
При финансовом кризисе появляется необходимость реструктуризации долга, т. е. погашения долговых обязательств с одновременным осуществление заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения, Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Погашение обязательств по государственному долгу Российской Федерации учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних и внешних заимствований РФ.
Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.
Порядок обслуживания государственного и муниципального долга Затраты по размещению и погашению долговых обязательств Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета. Государственный внутренний долг Российской Федерации обслуживается, как правило, Банком России и его учреждениями посредством операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в другой форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основании специальных Соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.
Государственный внутренний долг субъекта РФ, муниципальный долг обслуживаются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший вследствие купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством с соблюдением требований о новации. Такая замена совершается в форме договора займа.
Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами другим обязательством между теми же сторонами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новацией прекращаются дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.
Государственная или муниципальная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. В программе государственных или муниципальных гарантий указываются:
1) общий объем гарантий;
2) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению;
3) указание категорий и (или) наименований принципалов, по которым объем гарантий превышает 1 млрд р. – для Российской Федерации, 10 млрд р. – для субъекта РФ и 100 тыс. р. – для муниципалитетов;
4) валюта обязательства по гарантии;
5) наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий;
6) общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом периоде на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательства, по которому предоставлена гарантия. Она предоставляется, как правило, на конкурсной основе.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме.
Невозврат заемщиком основного долга в срок, установленный в кредитном договоре, заключенном между заемщиком и кредитором, означает наступление гарантийного случая.
Министерством экономического развития и торговли России для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением представителей территориальных органов Банка России, Главного управления федерального казначейства Минфина России, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Комиссия составляет заключение, в котором подтверждает или не подтверждает наступление ответственности Министерством экономического развития и торговли России за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства. Министерством экономического развития и торговли России дает поручение Главному управлению федерального казначейства Минфина России о перечислении средств из бюджета развития Российской Федерации на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по Кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.
Министерством экономического развития и торговли России обращается в Арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора. Средства, полученные Министерством экономического развития и торговли России в качестве удовлетворения требований к заемщику, зачисляются в бюджет развития Российской Федерации.
Учет и регистрация долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований существляется в их долговых книгах, куда вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, информация о просроченной задолженности, а также другая информация.
Основные положения долговой стратегии РФ:
- снижение отношения государственного долга РФ к ВВП;
- проведение консервативной политики в области государственных заимствований, предусматривающей использование средств Стабилизационного фонда РФ для погашения государственного внешнего долга;
- замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями, преимущественно средне- и долгосрочными;
- развитие национального рынка ценных бумаг;
- максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;
- концентрация заемных средств для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных объектов, решения по реализации которых в счет связанных кредитов и займов международных финансовых организаций уже приняты Правительством РФ;
- максимально возможное замещение займов международных финансовых организаций российским софинансированием.
Источник - Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.