Бухгалтерский учет
Все темы: Аудит Банковское дело Бизнес-планирование Бухгалтерский учет Внешнеэкономическая деятельность Инвестиционный менеджмент Инновационный менеджмент История экономических учений Контроллинг Логистика Макроэкономика Маркетинг Микроэкономика Мировая экономика Налогообложение Основы менеджмента Риск менеджмент Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансы и кредит Экономика предприятия Экономическая статистика Прочие статьи
Регулирование бухгалтерского учета
Происходящее в последние годы интенсивное изменение российского законодательства в области бухгалтерского учета обусловлено реформированием отечественного учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и осуществляется в рамках Плана мероприятий, утвержденного Программой реформирования бухгалтерского учета в РФ № 283 от 06.03.98. Как известно, регулирование бухгалтерского учета в России на сегодняшний день осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативов: первый уровень – Законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского чета; второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях; третий уровень – методические указания, учитывающие отраслевую специфику, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, рекомендации и иные аналогичные им документы; четвертый уровень – внутренние рабочие документы конкретной организации.
Бухгалтерская отчетность. Формы бухгалтерской отчетности
Формирование бухгалтерской отчетности является логическим завершением учетного процесса. Определяющим документом, устанавливающим место отчетности в организации бухгалтерского учета на предприятии, является Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Гл. 3 Закона № 129-ФЗ устанавливает, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета, независимо от формы собственности.
Организация бухгалтерского учета
Организации могут самостоятельно выбирать наиболее соответствующую специфике их деятельности форму бухгалтерского учета. Под организацией бухгалтерского учета понимают систему построения учетного процесса, которая включает в себя первичный учет и документооборот, инвентаризацию, план счетов бухгалтерского учета, форму бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Последние могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
Предмет и метод бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета являются: имущество организации; источники формирования ее имущества; хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования. Имущество организации принято называть активом, его использование должно приносить доход, т. е. потенциальные доходы. В состав имущества включаются: внеоборотные (иммобильные) активы, состоящие из основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений, долгосрочных финансовых вложений; оборотные (мобильные) активы, а именно: материальные оборотные средства; денежные средства; финансовые вложения; дебиторская задолженность. По источникам образования и целевому назначению имущество подразделяют: собственное (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервы, целевое финансирование, нераспределенная прибыль); заемное (кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению).
История развития бухгалтерского учета
Учет, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику учета на многие века, оказывали влияние и на учетную мысль. Первые торговые операции были зарегистрированы в Шумере на камнях около 3600 г. до н. э. С 3200 г. до н. э. там возник-ло счетоводство на глиняных табличках. Это предопределяло систематическую регистрацию в учете. Напротив, папирусы древнего Египта (3400–2980 гг. до н. э.) способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно значительный отчетный период. Первые инвентаризационные описи также появились в Египте, где каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества (дискретная инвентаризация), затем она была заменена текущей инвентаризацией (постоянной). В Древней Греции учет велся на дощечках, выбеленных гипсом. Велась хронологическая запись всех фактов хозяйственной жизни, а затем делалась рекапитуляция – систематическая разноска всех записей, сделок в хронологическом порядке. Были введены зачетные платежи, существовали переводы платежей в другие кассы. Существовала периодическая публичная отчетность.
Функции бухгалтерского учета
Информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, возникает и передается в системе хозяйственного учета, который является совершенно необходимой функцией управления общественным производством. Хозяйственный учет можно организовать и вести по-разному. Учет выполнения производственных операций, норм выработки, выполнения договорных обязательств по поставкам продукции – это конкретный оперативный учет. Ведут статистический учет трудовых ресурсов, производства и распределения продукции и других массовых общественных явлений. Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и взаимосвязанного отображения экономической информации об отдельном хозяйствующем субъекте с целью управления и контроля за финансовой хозяйственной деятельностью.
Учет финансовых результатов
Понятие и классификация доходов организации. В соответствии с ПБУ 9/99 "доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)". Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Учет готовой продукции
Понятие и оценка готовой продукции, работ, услуг. Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов (МПЗ) готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Работы и услуги – это стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и т.п.) и услуг (консультационных, транспортных и т.п.), выполненных и оказанных другим организациям и физическим лицам (в том числе работникам организации) на условиях оплаты.
Учет затрат на производство
Общие правила формирования себестоимости продукции, работ, услуг. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: 1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года. 2. Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. 3. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. 4. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам. 5. Разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений. 6. Возможность подтверждения производственной направленности затрат. 7. Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия. 8. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми и методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.