КАТАЛОГ О САЙТЕ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ КАК НАПИСАТЬ

Поиск  

Все темы:Управленческий учет

Анализ безубыточности

CVP-анализ (Cost–Volume–Profit analysis) является базовым инструментом управленческого учета. В российской учетной практике он известен как анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль», либо анализ безубыточности, операционный анализ. Используется для обоснования, прежде всего, краткосрочных управленческих решений, в частности для оценки изменения прибыли под воздействием объема производства (продаж) продукции, цены продаж, удельных переменных затрат, совокупных постоянных затрат.

Применяется для решения ряда управленческих задач, круг которых связан с определением потенциальных прибылей и убытков, установлением цен продаж на продукцию и возможностью их снижения, решения вопросов об объемах производства/продаж продукции, изменения структуры затрат и ассортиментом продукции и т.п.

СVР-анализ сопряжен с определением точки безубыточности, маржинального дохода, операционного рычага, расчетом абсолютных и относительных показателей (процентов, коэффициентов), применением методов элементарной математики и несложных статистических приемов.

Модель безубыточности позволяет ответить на следующие вопросы:

Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия, «мертвая точка») показывает тот объем производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), при котором организация не имеет ни прибылей, ни убытков и за счет полученной выручки полностью покрывает произведенные затраты.

Существует несколько способов определения точки безубыточности: с помощью категории маржинального дохода; формульный (алгебраический, экономико-математический), графический. Первые два основаны на использовании метода уравнений; последний базируется на построении графика безубыточности, но любой из этих способов связан с применением уравнения затрат и уравнения выручки.

Уравнение общих затрат имеет вид: у = ах + b. Для проведения анализа безубыточности целесообразно использовать аналитические показатели в уравнении затрат. В этом случае уравнение затрат примет вид:

Z = Zпер * Qп + Zпост,

где Z – величина общих затрат, руб.;

Zпер – переменные затраты на единицу продукции, руб.;

Qп – объем производства, ед.;

Zпост – постоянные затраты периода, руб.

Уравнение выручки может быть представлено как равенство:

S = p * Qp,

где S – выручка от продаж продукции, руб.;

p – цена продаж единицы продукции, руб.;

Qp – объем продаж, ед.

Основным условием расчета критической точки и проведения анализа безубыточности является равенство объемов производства и продаж, то есть Qп = Qр.

Рассмотрим различные методы проведения такого анализа.

Формульный (математический) метод: метод уравнений – используется в двух случаях:

(а) если расчет точки безубыточности основывается на использовании категории маржинального дохода;

(б) если исчисляется собственно критический объем производства (продаж), а также если рассчитывается объем производства (продаж) исходя из заранее заданной, запланированной прибыли.

В случае (а) расчет критического объема базируется на равенстве выручки и затрат, то есть уравнении: S = Z. Развернутое уравнение имеет вид:

p * Q = Zпер * Q + Zпост.

Его простые преобразования позволяют сформировать равенство:

p * Q – Zпер * Q = Zпост.

Ввиду равенства объемов производства и продаж общий множитель Q может быть вынесен за скобку:

Q * (p – Zпер) = Zпост,

а затем рассчитан как отношение постоянных затрат к разнице между ценой продаж и переменными затратами на единицу продукции:

Q = Zпост / (p – Zпер).

Разница между ценой продаж единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции представляет собой маржинальный доход на единицу продукции (md) и отражается формулой:

md = p – Zпер.

Таким образом, расчет точки безубыточности на основании категории маржинального дохода возможно осуществлять по формуле:

Q = Zпост / md.

В случае (б) рассматриваются два варианта расчета объема производства (продаж):

1) когда планируемая прибыль (П) равна 0;

2) когда планируемая прибыль (П) не равна 0.

1-й вариант предусматривает расчет критического объема производства. Он базируется на равенстве выручки и затрат: S = Z и был рассмотрен ранее на основании использования категории маржинального дохода.

2-й вариант предусматривает расчет объема производства при планируемой прибыли. Он также основан на соотношении затрат и выручки, однако равенства между ними в этом случае нет. Преобразованное раз- вернутое уравнение затрат и уравнение выручки принимает вид:

p * Q = Zпер * Q + Zпост + П.

Дальнейшие преобразования, аналогичные ранее произведенным, позволяют рассчитывать объем производства при планируемой прибыли по формуле:

Q = (Zпост + П) / (p – Zпер), (23)

или через категорию маржинального дохода:

Q = (Zпост + П) / md. (24)

Метод уравнений, используемый в CVP-анализе, позволяет ответить на практические вопросы бизнеса:

1) какова безубыточность деятельности в натуральном и стоимостном выражении?

2) каким должен быть объем производства и продаж, чтобы обеспечить заранее заданную (запланированную, целевую) прибыль?

3) как изменится безубыточность, если повысятся/снизятся общие постоянные затраты, удельные переменные затраты, цена продажи единицы продукции?

Метод уравнений, в котором реализован достаточно гибкий экономико-математический подход, позволяет использовать несложные математические формулы для более глубокого исследования параметров зависимости «затраты – объем – прибыль» с точки зрения их предельно допустимых величин, обеспечивающих безубыточную деятельности организации. При этом решается следующая группа практических вопросов бизнеса:

Эти вопросы решаются с применением формул, на основе которых рассчитываются и анализируются, в частности, следующие показатели.

Критическая выручка (критический объем продаж, выручка в точке безубыточности) (Sтб). Определяется не в натуральном, количественном, а стоимостном выражении. Как показатель отражает безубыточный объем продаж продукции в рублях, ниже которого, производство продукции будет убыточно. Для его расчета используется формула:

Q = Zпост / (p – Zпер).

Величину критической выручки можно получить, умножив левую и правую части этого уравнения на цену и выполнив затем несложные преобразования:

Q * p = (Zпост * p) / (p – Zпер);

Q * p = (Zпост * p) / [p * (1 – (Zпер / p))];

Sтб = Zпост / [1 – (Zпер / p)].

Дальнейшие преобразования полученного уравнения приведут к другим формулам критического объема продаж:

Sтб = Zпост / [(p – Zпер) / p];

Sтб = Zпост / (md / p).

Критическая цена продаж (цена продаж в точке безубыточности) (pтб) показывает ту минимально допустимую цену продаж, которая обеспечивает безубыточную деятельность организации. Рассчитывается преобразованием формулы (21) и имеет вид:

Pтб = (Zпост / Q) + Zпер.

Критический уровень переменных затрат (Zпертб) отражает величину удельных переменных затрат, при которой сохраняется безубыточное производство. Определяется после преобразований в уравнении:

p – Zпер = Zпост / Q;

Zпертб = p – (Zпост / Q).

Критический уровень постоянных затрат (Zпосттб) характеризует величину совокупных постоянных затрат при безубыточной деятельности; определяется после преобразований в уравнениях и формулам:

Zпосттб = Q * (p – Zпер).

или Zпосттб = Q * md.

Показатели выручки, цены продаж, удельных переменных и общих постоянных затрат определяются по соответствующим формулам не только для критического объема деятельности, но и для случаев, когда прогнозируется, заранее задается та или иная величина запланированной (целевой) прибыли.

Такие возможности анализа безубыточности позволяют решать еще одну группу практических управленческих задач:

Формульный подход (метод уравнений) оказывается эффективным при ответе на эти вопросы. Прогнозируемая прибыль (П) рассчитывается по формуле:

П = Q * (p – Zпер) – Zпост,

или П = Q * md – Zпост.

Выручка от продаж с учетом прогнозируемой прибыли (SП) рассчитывается аналогично критическому объему выручки за исключением того, что числитель исходного уравнения увеличивается на величину запланированной прибыли:

Q * p = (Zпост * p + П) / (p – Zпер);

SП = (Zпост + П) / (md / p).

Цена продаж исходя из заранее прогнозируемой прибыли (pП) определяется по формуле:

pП = (Zпост + П) / Q + Zпер.

Удельные переменные затраты с учетом прогнозируемой прибыли (ZперП) рассчитываются следующим образом:

ZперП = p – (Zпост + П) / Q.

Для общих постоянных затрат при прогнозировании прибыли (ZпостП) формула имеет вид:

ZпостП = Q * (p – Zпер) – П,

или ZпостП = Q * md – П.

Важнейшим показателем анализа безубыточности является маржинальный запас прочности (МЗП) (другие названия – запас финансовой прочности, запас рентабельности, маржа безубыточности, кромка безопасности, порог безопасности). Он показывает, насколько возможно допустить снижение выручки от продаж, прежде чем организация начнет нести убытки. В абсолютном значении рассчитывается как разность между фактическим (или предполагаемым, ожидаемым) объемом продаж (Sф) и объемом продаж в критической точке (Sтб), измеряемыми как в натуральных (ед.) (Sфед и S.тбед), так и стоимостных (руб.) (S.фруб и S.тбруб) значениях по формулам:

МЗПед = Sфед – Sтбед,

или МЗПруб = Sфруб – Sтбруб.

Очевидно, что чем выше (больше) абсолютное значение маржинального запаса прочности, тем устойчивее финансовое состояние организации. Для принятия управленческих решений более предпочтительным по сравнению с абсолютным значением оказывается относительный показатель маржинального запаса прочности, который измеряется в процентах – норма маржинального запаса прочности (МЗПн, или % МЗП). Он показывает процент возможного сокращения объемов продаж, которые может допустить организация безболезненно для своего финансового состояния:

% МЗП = [(Sфед – Sтбед) / Sфед] * 100%,

или % МЗП = (МЗПед / Sфед) * 100%.

Слишком низкий уровень нормы маржи безубыточности может оказаться угрожающим для коммерческой организации. Для российских хозяйствующих субъектов рекомендуемой нижней границей нормы границы безопасности считается не менее 30%. Это значит, что при сокращении спроса или снижении конкурентоспособности сокращение выручки менее чем на 30% организация будет получать прибыль; при более высоком сокращении выручки (более, чем на 30%) – организация окажется в убытке.

Формульный подход показывает, что использование простых уравнений в анализе безубыточности в значительной степени расширяют и углубляют оценку затрат и результатов в обосновании различных решений по управлению деятельностью организацией.

Графический подход в представлении точки безубыточности наиболее нагляден. С использованием электронных таблиц Excel он не представляет дополнительных сложностей. Метод состоит в отражении на графике пересечения двух линий – линии совокупных затрат и линии выручки, каждая из которых строится по двум соответствующим точкам. Пересечение прямых затрат и выручки является точкой безубыточности, проекция которой на ось абсцисс показывает количественное значение, на ось ординат – стоимостное выражение критического объема деятельности.

CVP-анализ представляет собой модель влияния объемов производства на затраты, зависимости прибыли от каждого процента производства/продаж продукции, динамики затрат. Однако при проведении такого анализа необходимо принимать во внимание ряд ограничений и допущений, которые в значительной степени упрощают реальную действительность, существующую при принятии управленческих решений.

Последствиями игнорирования таких условий могут быть серьезные ошибки в расчетах и неправильные управленческие выводы. Основными допущениями и ограничениями в анализе безубыточности являются:

1) подробная классификация затрат с подразделением на переменные и постоянные. Отсутствие такой классификации сделает невозможным расчет точки безубыточности и маржинального дохода;

2) равенство объемов производства и продаж, а также отсутствие запасов готовой продукции в рассматриваемом релевантном диапазоне;

3) неизменность цен продаж продукции в релевантном периоде;

4) неизменность цен на потребляемые в процессе производства ресурсы в релевантном периоде;

5) неизменность ассортимента производимой продукции в анализируемом релевантном диапазоне. Это ограничение актуально при производстве нескольких видов продукции;

6) расчет и анализ только одной точки безубыточности. Это допущение предусматривает, что существует производство только одного вида продукции. При многопродуктовом производстве рассчитываются несколько точек критического объема производства;

7) выручка от продаж продукции линейно зависит от объемов производства и продаж;

8) производительность труда в рассматриваемом релевантном периоде остается неизменной;

9) временная стоимость денег не принимается во внимание.

В реальности переменные и постоянные затрат имеют, как правило, прямую и косвенную составляющие, что не делает эти затраты безусловно зависимыми или безразличными от изменения объемов деятельности; отсутствие запасов непроданной продукции может являться частным случаем в бизнесе; рост производительности труда под воздействием опыта работы (кривая квалификации) не оставляет удельные переменные затраты без изменения. Однако указанные ограничения лишь подтверждают, что анализ безубыточности может быть более сложным в условиях реальной действительности, но его процедура направлена на поиск путей решения вопросов ценообразования, ассортиментной политики, повышения рентабельности производства и продаж.

Источник - Управленческий учет: учебное пособие / П.М. Мансуров. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 175 с.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Все теоретические статьи

ТЕОРИЯ

СТАТЬИ

Региональная система безналичных платежей

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000

Государственное управление в регионах: новые подходы

Риск процентной ставки

Рыночный риск: измерение и управление

Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации

Бизнес-системы постиндустриального общества

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Филиалы, данные, анализ

От переработки данных - к анализу

Доходность, ликвидность, риск

Рыночный риск и как с ним бороться

Информация - новый вид финансовых активов

Знание - основа анализа

Информационно-аналитические технологии и выбор решений

Имитационная модель банка - основа аналитической системы

Денежные потоки в коммерческом банке

Внешнее финансирование в системе регулирования финансовых потоков компании

КАК НАПИСАТЬ