Концепции маркетинга. Развитие концепции маркетинга
В 1950-е годы в США возникла прикладная наука об управлении компаниями на принципах маркетинга, которая получила название "рыночная теория управления". Именно с этого периода началось массовое использование маркетинга на практике, что отразилось в перестройке функциональных и организационных структур американских компаний. Новая концепция стала рассматривать производство и сбыт как единое целое, то есть произошло расширение и рамок объекта маркетинга. Объектом маркетинга становится вся деятельность по разработке новых товаров и технологий, планированию и выполнению производственных программ, финансовая и сбытовая деятельность. Ключевым вопросом стал анализ рынка. Производство фирмы стало ориентироваться на результаты этого анализа. В качестве главной цели фирмы, наряду с прибылью, было впервые провозглашено удовлетворение нужд и запросов клиента. Именно такой подход и продолжает составлять суть философии современного бизнеса.
Лидером выступают США, развитые страны Западной Европы следуют за ними с разрывом в 5-15 лет. Историческое развитие маркетинга обусловлено в первую очередь развитием экономики и рыночных отношений, развитием динамики и нестабильности среды функционирования предприятий развитых стран. В течении 20-го века маркетинг претерпел развитие от концепции продажи (массовый сбыт простых и сравнительно дешевых продуктов) через концепцию классического маркетинга (ориентация на потребности рынка) к концепции стратегического маркетинга (ориентация на совокупность условий среды). Соответственно менялось представление о целях, задачах, философии и инструментах маркетинга. Сегодня идеи и инструменты маркетинга применяются во множестве отраслей (не только в промышленности и торговле, но и в некоммерческой сфере, в политике и т.д.).
В ходе развития маркетинга сформировалось пять основных концепций: производственная, товарная, концепция продажи, концепции классического и стратегического маркетинга. Для каждой из них характерны особые механизмы и условия эффективного применения.
Производственная концепция.
Главный фактор эффективности - низкая цена продукта, которая позволяет обеспечить рост прибыли через увеличение объемов сбыта. Основные усилия - на уменьшение издержек путем рационализации и стандартизации производственных и сбытовых процессов. Логика концепции: производство => уменьшение издержек => уменьшение цены => увеличение объемов сбыта => рост прибыли.
Основные условия применения концепции:
- ненасыщенный рынок;
- однородная потребность в простых и дешевых продуктах;
- снижение цены должно приводить к значительному росту продаж (высокая эластичность спроса по ценам);
- предприятие имеет доступ к дешевым факторам производства и способно контролировать затраты.
Товарная концепция.
Фактор эффективности - качественный продукт, имеющий особые преимущества для потребителя. Это позволит увеличивать прибыль через высокую рентабельность продаж.
Основные усилия - на совершенствование качества продукта, на придание ему особых свойств и преимуществ. Логика концепции- товар=> совершенствование качества=> рост цен => рост прибыли.
Основные условия применения концепции:
- численность покупателей, которые готовы платить за качество, должна быть достаточно большой для безубыточной работы;
- рынок должен быть устойчив (вероятность появления заменителя должна быть низкой), иначе вложения в совершенствование качества могут не окупиться;
- предприятие обладает качественными факторами производства.
Концепция продажи.
Фактор эффективности - реклама и продажа. Основные усилия - реклама и продажа, мероприятия по стимулированию сбыта.
Логика концепции - продукт => реклама, продажа и стимулирование сбыта => увеличение объема сбыта => рост прибыли
Основные условия применения концепции:
- потребитель испытывает скорее отторжение к товару (страхование, некоторые виды медицинских услуг); товар неизвестен потребителю;
- польза товара неоднозначна или непонятна для потребителя, необходимы объяснения и внушение;
- существует жесткая конкуренция на рынке за потребителя.
Концепция классического маркетинга.
Фактор эффективности - понимание и лучшее по сравнению с конкурентами удовлетворение потребностей покупателя. Исходный пункт - потребность рынка
Основные усилия - на создание предпочтений к товару путем применения инструментов маркетинга (товар, цена, распределение, коммуникация).
Логика концепции - потребность=> изучение потребности и применение инструментов маркетинга => рост предпочтений=> рост сбыта => рост прибыли.
Основные условия применения:
- рынок дифференцирован по потребностям;
- существует жесткая конкуренция;
- рынок в целом насыщен по платежеспособному спросу.
Концепция стратегического маркетинга.
Фактор эффективности - соответствие долгосрочным тенденциям развития среды. Исходный пункт - условия среды (макроэкономические, социальнокультурные, политические, рыночные и т.д.)
Основные усилия - на наращивание потенциала фирмы через стратегический анализ и планирование маркетинга и применение инструментов маркетинга.
Логика концепции: условия среды=> стратегический анализ и планирование, применение инструментов маркетинга =>достижение долгосрочных конкурентных преимуществ => устойчивый потенциал фирмы (способность фирмы достигать свои цели в долгосрочном периоде) => прибыль в долгосрочном плане.
Основные условия применения концепции:
- усложнение ситуации на рынке и в обществе (рост числа факторов, влияющих на деятельность фирмы, усложнение условий производства и реализации);
- повышение динамичности среды, резкие, неожиданные и глубокие изменения существенных условий деятельности.
По мере развития и становления маркетинга выделились следующие виды и области применения маркетинга:
- потребительский маркетинг или маркетинг товаров массового спроса;
- промышленный маркетинг - маркетинг товаров производственного назначения;
- маркетинг услуг;
- международный маркетинг;
- некоммерческий маркетинг - или метамаркетинг (например, в управлении политическими партиями, профессиональными ассоциациями и т.п.)
- микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм и других коммерческий организаций;
- макромаркетинг - деятельность государства в сфере рынка;
- социальный маркетинг - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями, а также социальные аспекты рыночной деятельности корпораций;
- эгомаркетинг - деятельность индивидуума на рынке, например, при трудоустройстве.
Источник - Макаров А.М. Маркетинг: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2000.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Концепции маркетинга. Развитие концепции маркетинга
Маркетинг. Основы маркетинга. Функции маркетинга
Маркетинговые исследования. Методы маркетинговых исследований
Сегментация рынка. Основные вопросы сегментирования рынка
Маркетинговая среда. Анализ маркетинговой среды
Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга
Товар. Продвижение товара. Стимулирование сбыта
Управление маркетингом. Основы управления маркетингом на предприятии