Маркетинг. Основы маркетинга. Функции маркетинга
Маркетинг – (от англ. market – рынок) – рыночная концепция управления производственносбытовой деятельностью предприятия, направленная на изучение рынка и конкретных запросов потребителей. Цели маркетинга:
1. Формирование и стимулирование спроса.
2. Обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы.
3. Расширение объёма продаж, рыночной доли и прибыли.
Лозунг маркетинга: производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Для того чтобы производить товар, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретного потребителя, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар, изменить ассортимент услуг и только потом выйти на рынок, а не наоборот: произвести товар, а потом пытаться продать его на рынке. Маркетинг является революцией в мышлении предпринимателя. Сегодня его рассматривают как систему из трёх элементов:
1) особый способ мышления, новая философия предпринимателя, основанная на получении прибыли за счёт удовлетворения запросов покупателей и потребностей общества;
2) набор конкретных инструментов и механизмов рыночной деятельности, позволяющих встроить внутренние возможности фирмы в конкурентную рыночную среду;
3) учебная дисциплина, позволяющая подготовить новое поколение предпринимателей на основе обобщения практического опыта, исследовательской, рекламной, информационной и ценообразовательной рыночной деятельности.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком. Нужды бывают: физиологические (еда, одежда, дом), социальные (общение), духовные (образование, самосовершенствование). Одна и та же нужда у разных людей приобретает форму различных потребностей.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности у людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. С точки зрения маркетинга важно ориентировать производство не на потребности, а на реальные запросы потребителей, подкреплённые денежными доходами.
Запрос – потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Если существуют нужды, потребности, запросы, то производителю следует отвечать на них товарами или услугами, способными их удовлетворить.
Товар – всё то, что может удовлетворить потребность или нужду человека, и за что человек готов платить деньги. Сегодня товаром считают не только материальные объекты, но и нематериальные услуги, информацию, в которых нуждается общество. В современных условиях передача товара осуществляется не только в процессе акта купли-продажи, но и посредством кредита, аренды, лизинга и других форм.
Функции маркетинга:
1. Аналитическая (функция анализа и синтеза) – изучение внешней среды и конкретных товарных рынков, потребителей и конкурентов.
2. Продуктово-производственная (созидательная) – сoздание новых продуктов (товаров и услуг) и организация их производства. Повышение конкурентоспособности существующих продуктов.
3. Сбытовая (функция реализации) – формирование ассортимента, проведение гибкой ценовой политики, организация системы товародвижения, организация сервисного обслуживания.
4. Формирующая (функция убеждения и стимулирования) – формирование спроса и стимулирование сбыта.
5. Планирования, управления и контроля – анализ, планирование маркетинговой деятельности, информационно-аналитическое обеспечение управления, организация системы контроля за маркетинговой деятельностью.
Принципы маркетинга обуславливают общую направленность целей организации в области самого маркетинга и рыночных стратегий.
К основным принципам маркетинга относят:
1. ориентацию на потребителей;
2. комплексность;
3. гибкость и адаптивность;
4. концентрацию усилий на наиболее важных задачах, стоящих перед фирмой;
5. нацеленность на перспективу;
6. сочетание адаптивности с воздействием на потребителей;
7. программно-целевой подход.
Для наиболее полного раскрытия возможностей маркетинга необходимо выполнение следующих требований:
• подчиненность деятельности предприятия-товаропроизводителя маркетингу, превращение его, в конечном счете, в генеральную хозяйственную функцию;
• проведение хорошо продуманной и тщательно спланированной подготовительной работы как непременного условия успешного внедрения маркетинга на предприятии;
• высокий уровень требований к первому должностному лицу, которое должно не просто принимать решения, а быть внутренне убежденным в необходимости использования маркетинга и уметь убедительно доказать эту необходимость персоналу своего предприятия;
• ясное представление у высшего руководства фирмы о действительном месте и роли службы маркетинга как орудия действенного повышения эффективности всей хозяйственной деятельности фирмы;
• осознание того принципиального положения, что искусство управления маркетингом, в конечном счете, заключается в максимальном использовании предприятием внутренних факторов, поддающихся контролю и воздействию, и в максимальном приспособлении своих возможностей к внешним факторам, неподдающимся воздействию;
• четкое осознание и руководителями, и рядовым персоналом возможностей маркетинга и условий их осуществления;
• признание всем персоналом предприятия маркетинга как философии делового мышления, ориентированной на потребителя, его нужды, запросы и требования.
Классификация видов маркетинга:
- по периоду действия: стратегический, тактический, операционный;
- по области действия: маркетинг идей общественного характера, маркетинг места, внутренний маркетинг, маркетинг организаций, международный маркетинг;
- по сфере действия: потребительский маркетинг, индустриальный маркетинг, социальный маркетинг;
- по виду деятельности: финансовый маркетинг, инновационный маркетинг, маркетинг промышленный, маркетинг в сфере услуг;
- по степени развития рынка: пассивный маркетинг, организационный маркетинг, активный маркетинг;
- по состоянию спроса на рынке: конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающийся маркетинг, ремаркетинг, демаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий маркетинг, противодействующий маркетинг;
- по степени охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный, междифференцированный;
- по степени развития маркетинга: распределительный маркетинг, функциональный маркетинг, управленческий маркетинг;
- микромаркетинг, макромаркетинг.
Источник - Маркетинг: учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О.В. Воронковой. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с.
Маркетинг: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Ильичева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 229 с.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Концепции маркетинга. Развитие концепции маркетинга
Маркетинг. Основы маркетинга. Функции маркетинга
Маркетинговые исследования. Методы маркетинговых исследований
Сегментация рынка. Основные вопросы сегментирования рынка
Маркетинговая среда. Анализ маркетинговой среды
Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга
Товар. Продвижение товара. Стимулирование сбыта
Управление маркетингом. Основы управления маркетингом на предприятии