Все темы: Инновационный менеджмент
Инновационный проект. Управление инновационным проектом
В современной экономике управление хозяйственной деятельностью фирмы во многих случаях осуществляется через реализацию проектов. Таким образом, проект рассматривается как форма целевого управления деятельностью фирмы в рамках бюджета и временных ограничений. Для достижения поставленных целей проект содержит систему решений и мероприятий, которые взаимоувязаны по срокам, ресурсам, исполнителям.
При осуществлении инновационной деятельности каждой фазе инновационного процесса соответствует определенный проект либо раздел интегрированного проекта, носящего название “инновационный проект”. Условно назовем проект, относящийся к той или иной фазе инновационного процесса – фазным проектом.
Инновационный проект является разновидностью инвестиционного проекта, бизнес-проекта и представляет собой систему, содержащую множество проектных решений по областям:
• научная;
• техническая;
• производственная;
• экономическая (финансовая);
• управленческая;
• маркетинговая.
Эта система решений отражается в проектной документации (на Западе для отражения этого аспекта проекта используется термин «design»). Как разновидность бизнес-проекта инновационный проект содержит стандартные разделы:
• Резюме.
• Описание предприятия.
• Описание продукта.
• Проект маркетинговых исследований.
• Производственный проект.
• Проект сбыта.
• Финансовый проект.
Специфическим для инновационного проекта являются разделы, посвященные фазам «Прикладная наука» и «Разработка». Фазе «Прикладная наука» соответствует научно-исследовательский проект, фазе «Разработка» – технический проект (другие названия – проект новой техники, проект нового изделия).
Научно-исследовательский проект
Научно-исследовательский проект направлен на решение актуальных практических и теоретических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. Характерными особенностями научно-исследовательского проекта являются новизна и актуальность поставленной цели, сложность решаемых задач.
Научно-исследовательский проект состоит из нескольких частей, которые соответствуют этапам работы исследователей. На первом этапе необходимо сформулировать и обосновать научную тему, провести предварительные теоретические исследования, оценить затраты на исследовательские работы и оценить предполагаемую эффективность.
Содержание научно-исследовательского проекта, соответствующего первому этапу, включает:
1. Описание фундаментальной научной области, ее достижений и открытий, используемых для решений прикладных задач.
2. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка научных целей. Описание конкретных прикладных задач, которые должны быть решены. Определение ожидаемых научных результатов и области их использования.
3. Обзор достигнутых к настоящему времени результатов (научного задела), имеющихся в данной области. Сравнение ожидаемых результатов с достигнутым мировым уровнем.
4. Выбор методики проведения исследований. Составление планов исследований.
5. Выбор необходимого оборудования, инструментов и материалов. Определение целесообразности приобретения патентов и лицензий. Составление сметы затрат.
6. Оценка предполагаемого экономического эффекта.
7. Приложения. Например, списки научных публикаций по данной теме, научно-технических отчетов, аннотации литературных источников. Эта часть проекта является технико-экономическим обоснованием (ТЭО), которое должно быть утверждено руководством организации и вышестоящими органами.
После утверждения ТЭО и выделения ресурсов на проведение научных исследований приступают ко второму этапу подготовительных работ. При этом разрабатываются методические указания на проведение исследований, в которых конкретизируются цели и задачи исследования, уточняются и детализируются его методы и планы, решаются вопросы материально-технического обеспечения, стандартизации и метрологии.
На третьем этапе выполняются запланированные исследования, после чего проводится анализ полученных результатов. В результате анализа подтверждаются или опровергаются гипотезы, уточняются теоретические модели. В итоге формулируются научно – технические и производственные выводы и составляется заключительная часть проекта – научно-технический отчет. Полученные результаты исследований используются на фазе «Разработка» для создания технического проекта инновации.
Технический проект
Логическая схема технического проекта, так же как и научно-исследовательского, соответствует этапам разработки нового изделия. На первом этапе осуществляются, исходя из инновационной идеи, постановка цели проектирования, определение назначения и основных эксплутационных, конструкционных, экономических показателей нового изделия, показателей технического уровня и уровня качества. В экономические показатели обязательно включается лимитная цена. Этому этапу соответствует техническое задание (ТЗ). В разработке ТЗ принимают участие менеджер по инновациям, маркетолог, конструктор, дизайнер.
На втором этапе осуществляется поиск вариантов функциональной и структурной схемы нового изделия, экономическое обоснование целесообразности его разработки, выбор окончательного варианта технического решения, проверка его патентной частоты. На данном этапе производится оценка возможности воплотить инновационную идею в конструкцию. Продумываются возможные модификации изделия, предназначенные для различных секторов рынка. Здесь обязательно участие инженера-технолога для оценки вариантов изделия на технологичность.
На выходе этого этапа формируется техническое предложение (ТП), которое включает: записку, содержащую все необходимые технико-экономические расчеты, карту технического уровня и качества изделия, структурные и функциональные схемы, патентный формуляр, ведомости. ТЗ и ТП – начальные этапы проектирования. Они базируются на анализе потребностей рынка и самой фирмы в объекте проектирования, которые были выделены с помощью маркетинговых исследований.
Потребности будут определять состав функциональных, потребительских, стоимостных свойств объекта. Классификация потребителей и их потребностей позволит определить состав модификации продукта (ассортимент). Анализируя и сопоставляя потребности с возможностями, которые предоставляет современная наука и техника, с возможностями самой фирмы разработчики определяют цели проектирования и создают мысленную модель, познавательный образ нового объекта, наделенного определенными свойствами. Эти свойства частично выражаются качественно, то есть естественным языком, а частично количественно – через систему показателей. Эту модель, образ объекта проектирования можно также назвать концепцией проектирования.
Этапы ТЗ и ТП характеризуются большой неопределенностью, и будущая эффективность проекта во многом определяется, насколько удачно были выбраны направления проектирования, насколько богат выбор альтернативных вариантов на старте, насколько нестандартны принятые проектные решения. Большое значение на начальных стадиях проектирования имеет умение разработчиков и менеджеров использовать методы научного мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, композиция, декомпозиция, абстрагирование, аналогия), методы активизации творчества (синектика, мозговой штурм, морфологический анализ, ТРИЗ и т.д.), а также такие методы, как предугадывание и прогнозирование.
На третьем этапе решаются вопросы выбора принципиальных конструкционных решений изделия – компоновки, состава сборочных единиц, уточняются параметры изделия, разрабатываются кинематические, электрические, гидравлические и другие необходимые схемы. Здесь производятся дальнейшие экономические расчеты. Большое значение на этом этапе придается композиции и дизайну. При этом часто используется моделирование в компьютерном варианте или в виде реального макета. Творческие решения дизайнера могут привести к необычным компоновкам, что, в свою очередь, может «натолкнуть» конструктора на новые технические решения. На выходе третьего этапа формируется эскизный проект (ЭП), в число документов которого входят: пояснительная записка, габаритный чертеж, чертеж общего вида, схемы, патентный формуляр, ведомости.
Этапы ТЗ, ТП, ЭП относятся к поисковой части проектирования нового изделия (рис.4.2). Здесь большое значение имеет параметрическая оптимизация нового изделия, то есть определение его количественных характеристик. Различают эксплуатационные (производительность, мощность, надежность и т.д.) и конструкционные параметры (предельная масса, габариты т.д.). Среди эксплуатационных в зависимости от назначения изделия выделяют главный и основные параметры. Главный параметр наиболее полным образом отражает потребительские свойства изделия. Основные параметры дополняют главный и взаимосвязаны с ним. Если инновация относится по типу к модификационной или улучшающей, то параметры нового изделия устанавливаются исходя из параметров изделия-аналога. Трудность при определении параметров возникает при создании принципиально нового изделия. В этом случае обычно применяются методы математического моделирования.
На поисковом этапе проектирования много внимания уделяется отработке технических решений на патентную чистоту, если разработчиком найдено принципиально новое решение, не имеющее аналогов, то он оформляет заявку на получение авторского свидетельства или патента.
На четвертом этапе производится собственно конструирование нового изделия, которое делится на конструирование объекта в целом и конструирование его сборочных единиц и деталей. Конструирование объекта в целом завершается разработкой технического проекта (ТП), содержащего окончательные технические решения со всеми необходимыми расчетами. В ТП входят следующие документы: пояснительная записка, чертеж общего вида, габаритный и монтажный чертежи, функциональные и структурные схемы, ведомости, технические условия, программа и методика испытания изделия, патентный формуляр, карта технического уровня и качества продукции.
На основании технического проекта конструируются сборочные единицы и детали изделия, таким образом разрабатывается рабочая документация на изделие (РД).
РД разрабатывается последовательно для опытных образцов, установочной (первой промышленной) серии, серийного (массового) производства.
При проектировании нового изделия на каждом этапе производятся технико-экономическая оценка проекта при этом:
• производится сравнение проектируемого изделия с современными действующими изделиями-аналогами;
• отбирается лучший конструкционный вариант из предлагаемых. Обычно такая оценка производится по ряду показателей. Показатели, характеризующие изделие как объект производства, следующие:
• расходные – материалоемкость и трудоемкость;
• унификационные – характеризуют уровень унификации изделия, который влияет на его трудоемкость и себестоимость;
• временные – определяющие сроки подготовки производства.
Среди показателей, характеризующих изделие как объект эксплуатации, следует выделить:
• главный показатель – производительность, мощность, скорость и т.д.
• показатели качества – надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.д.
• расходные – затраты на эксплуатацию изделия в единицу времени, на единицу продукции или работы, а также требующиеся затраты, связанные с его приобретением и эксплуатацией.
Управление инновационным проектом
В мировой практике управление инновационными проектами является особой сферой профессиональной деятельности, право на ведение которой закрепляется сертификатом. Существует международная ассоциация управления инновационными проектами, которая выдает подобные сертификаты, имеющие международный статус.
К менеджеру по инновациям предъявляются особые требования. Он должен хорошо ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, соответствующей различным фазам инновационного процесса – маркетинг, проектирование, производство, инвестирование и т.д. Он должен хорошо понимать специфический «язык» каждой профессии – чертежи, технологические процессы, алгоритмы, бюджеты и т.д. Он должен быть высококвалифицированным и опытным руководителем, в совершенстве владеющим функциями менеджмента:
• планирование;
• организация;
• координация;
• мотивация;
• контроль;
• представительство;
• отбор и прием кадров;
• информационное обеспечение;
• обеспечение ресурсами.
При управлении инновационным проектом важнейшей задачей менеджера по инновациям является координация и контроль фазных проектов:
1. По содержанию. С тем, чтобы не было отсутствия необходимых проектных решений или, наоборот, их дублирования (критерий полноты и согласованности).
2. По потокам данных (информации). Каждый проект имеет определенный набор данных на входе в него, которые необходимы для разработки проектных решений. На выходе из проекта формируются данные, которые являются входными для последующих проектов.
Задачами менеджера являются:
• согласование потоков данных;
• обеспечение релевантной информации;
• установка единой нормативной и документационной базы.
3. По времени. Согласуя проектные работы по времени, насколько возможно менеджер должен предусмотреть параллельное выполнение разных проектных работ с целью сокращения сроков и исключения «временных провалов» в работе.
4. По ресурсам и приоритетам. В условиях ограниченности ресурсов, менеджер определяет приоритетность тех или иных проектных работ. Например, приоритетом может быть обеспечение высокого качества изделия или низкой цены при стандартном качестве, или продвижение товара, организация сбыта.
5. По участникам инновационного процесса. Основными участниками являются:
• заказчик – юридическое или физическое лицо, выступающее как потребитель результатов проекта;
• инвестор – юридическое или физическое лицо, вкладывающее средства в проект. Инвестор может быть одновременно и заказчиком;
• проектировщик (разработчик) – специализированные организации, выполняющие работы по научным исследованиям и разработке, необходимые для достижения поставленных в проекте целей. Проектировщик также проводит технико-экономическое обоснование проекта и оформляет проектно-сметную документацию;
• исполнитель (изготовитель) – организации (обычно это производственные фирмы), осуществляющие изготовление (материализацию) инновационного изделия, согласно проектной документации. Проектировщик и исполнитель могут быть одним лицом.
Важнейшей задачей менеджера по инновациям является стимулирование инновационного процесса, с тем чтобы он не превратился в «вялотекущий процесс» и не прекратился окончательно. В связи с этим менеджер должен иметь альтернативные решения, предусматривать всевозможные резервы по финансам, персоналу, материалам и прогнозировать возможные трудности и риски. При этом менеджер должен предусматривать оптимистичный, пессимистичный и реалистичный варианты развития инновационной деятельности.
Каскадная и спиральная модели управления проектами
К настоящему времени наибольшее распространение получили две модели управления инновационными проектами:
• каскадная модель (1970 – 1980 гг.);
• спиральная модель (1986-1990 гг.).
Основной и наиболее часто применяемой является каскадная модель, для которой характерно выполнение последующей фазы работы после полного выполнения предыдущей. Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:
• на каждой фазе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
• выполняемые в логической последовательности фазы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
Существенным недостатком такой модели управления проектными работами является необходимость остановки работ и возврата к предыдущим фазам из-за ранее совершенных проектных ошибок или необходимости тех или иных уточнений. В результате этого реальный процесс, выполняемый по каскадной схеме, имеет вид последовательных приближений к желаемому результату (итерации). Отсюда следуют срыв сроков, увеличение издержек, ухудшение качества.
Для преодоления вышеперечисленных недостатков была предложена “спиральная” модель. При этом на этапах “Прикладная наука” “Разработка”, предшествующих этапу “Производство”, создаются прототипы – образцы будущей инновации в компьютерном или реальном виде. На этих прототипах уточняются параметры нового изделия, его внешний вид, характеристики качества, потребительские свойства и т.д. Исходя из полученных результатов, планируются последующие проектные работы.
Источник - Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.