Все темы: Инновационный менеджмент
Жизненный цикл инноваций (нового товара). Фазы инновационного процесса
Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности составляют жизненный цикл инноваций (ЖЦИ). Рассмотрим состав и содержание фаз инновационного процесса относительно продуктовой инновации, которая является наиболее значимой среди других видов инноваций.
Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса: Фундаментальная наука – Прикладная наука – Разработка (Проектирование) – Производство – Потребление (Эксплуатация). 1. Фаза «Фундаментальная наука».
К этой фазе относятся фундаментальные научные исследования – экспериментальная и техническая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества. Фундаментальная наука осуществляется в академических институтах, вузах, отраслевых институтах. В странах Западной Европы, в США и Японии фундаментальная наука в основном базируется в высшей школе. В России – в отраслевых и экономических институтах.
Финансирование фундаментальной науки осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе. В России наука, как система, появилась почти 300 лет тому назад благодаря государственному акту-указу Петра I, и в дальнейшем она развивалась как государственное дело. Это – сложившаяся культурно-историческая традиция России. Сначала была создана Академия наук, а затем на ее базе был создан университет и стала развиваться университетская наука. Позднее от академической и университетской отпочковалась отраслевая наука. Эти три структуры российской науки были центрированы на Российскую академию наук, которая являлась системообразующим началом организации научной деятельности в стране. Именно РАН в значительной мере задавала эталоны научного исследования, формировала основополагающие научные ценности, определяла научные приоритеты, ранг научного престижа и социального признания. Академия наук, при всех ее недостатках, была и остается бесценным национальным достоянием России.
Результатом фундаментальных научных исследований являются новые теоретические знания – открытия. Прогнозирование возможности их практического применения весьма затруднительно. Статистика показывает, что только 10% фундаментальных исследований имеют положительный результат.
В США важнейшим исполнителем фундаментальных исследований являются университеты – 51,3% исследований. Роль университетской науки особенно велика при выполнении заказов Национального института здравоохранения – 66,7 %. Даже Пентагон размещает в университетах 48,7 % своих фундаментальных исследований. В 1990 г. в России было – 4646 научных организаций, в 1995 г. их количество сократилось до 3968. Происходит «старение» науки – в 1999 г. средний возраст академиков составлял около 70 лет, докторов наук – более 60 лет, кандидатов наук приближался к 55 годам.
2. Фаза «Прикладная наука».
На этой фазе инновационной деятельности осуществляется прикладное теоретическое и экспериментальное исследование – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных народнохозяйственных задач. Как отмечал Ф. Бэкон еще в начале XVII века, «следует разделить учение о природе на исследование причин и получение результатов: на части – теоретическую и практическую. Первая исследует недра природы, вторая переделывает природу, как железо на наковальне».
Прикладные научные исследования осуществляются как в государственных, так и в частных научных учреждениях – отраслевых институтах, вузах, специально созданных научных подразделениях крупных производственных предприятий.
Традиционно в СССР прикладная наука осуществлялась в отраслевых институтах – научно-исследовательских институтах (НИИ), специальных конструкторских бюро (СКБ). В странах Западной Европы, в Америке прикладные исследования, как правило, проводятся непосредственно на предприятиях. Это сближает науку и производство, дает значительный выигрыш по времени и результатам при внедрении инноваций.
В настоящее время в России произошли значительные изменения в области прикладной науки. НИ, в основном, приватизированы, и сами выбирают направления развития, изыскивают финансовые возможности, устанавливают деловые связи, занимаются коммерциализацией своих интеллектуальных продуктов. В большинстве случаев этот процесс перехода прикладной науки на «рыночные рельсы» происходит очень болезненно. Следует отметить также, что в СССР наблюдался существенный перекос в прикладной науке в сторону военно-промышленного направления. Здесь имелись значительные достижения, которые засекречивались и не находили гражданского применения.
Прикладные исследования финансируются как за счет государственного бюджета – государственные научные программы, конкурсы, так и за счет частных заказчиков.
Прикладные исследования используют полученные фундаментальной наукой новые знания для создания новых и улучшения существующих средств и способов человеческой деятельности. Результат прикладных исследований фиксируется в изобретениях, «ноу-хау», научно-технических монографиях, в технических заданиях на проектирование новых объектов.
Наука не сразу стала созидающей общественной силой. До середины XVIII века научные достижения используются в производстве лишь спонтанно. В это период наука, как писал Ф. Бэкон, «склонна к болтовне, но бессильна и не созрела для того, чтобы рождать». Во второй половине XVIII века наука сформировалась как целостная система, организованная с общими для всех отраслей науки принципами. С этого момента она из изолированной сферы человеческой деятельности превращается в важнейший фактор интенсификации производства. Сильным стимулом такого развития науки явились созревшие в экономике требования перехода производства на машинную основу. Для создания научной инфраструктуры, «банка научной информации» большую роль сыграло книгопечатание.
Но тем не менее вплоть до XX века отсутствовала тесная кооперация между наукой и производством – полученные результаты прикладных исследований часто не находили практического применения. Это проявлялось, в частности, в медленных темпах обновления техники, например, период морального старения новой техники в первое десятилетие XX века оценивался в 35-40 лет.
В современном мире происходит постоянное углубление процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, а производства – в практическое применение научных достижений.
«Прогресс наук, – писал Кондорсе, – обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого беспрестанно возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода».
Практическое использование этого результата в производстве также далеко не всегда предсказуемо и велика вероятность получения отрицательного итога. Поэтому инвестиции в прикладные исследования носят рисковый характер.
Наибольшее число изобретений в США, здесь патентуют в год 70-80 тыс. изобретений, тогда как в Германии число национальных патентов в два раза меньше. По данным Центра исследований и статистики науки количество исследователей в России в 1997 г. составило около 1,2 млн. человек, сократившись за 5 лет в три раза. Наибольший отток произошел в 1992 г., когда численность научных работников сократилась на 25%. Численность ученых- иммигрантов увеличилась с 140 человек в 1980 г. до более 2000 человек в 1995 г. Ущерб от «утечки мозгов» в России составляет 50-70 млрд долл. в год. За последние десять лет затраты на НИОКР уменьшились в 15-18 раз.
3. Фаза «Разработка (проектирование)».
Данная фаза содержит конструкторскую подготовку изделия для последующего его производства. Сюда входят следующие основные работы:
• инженерное прогнозирование – прогнозирование новых технических решений, новых материалов, новых методов проектирования. Здесь также устанавливаются возможные ограничения на проектирование, изготовление и применение нового изделия – ресурсные, технические, экономические, социальные, экологические;
• параметрическая оптимизация – определение технических характеристик изделия (образца), обеспечение оптимального ряда параметров изделия, его типоразмеров;
• проектирование изделия – разработка эскизного проекта, определение возможных технических альтернатив, разработка технического проекта, отработка изделия на технологичность;
• изготовление опытного образца (прототипа), его испытание и доводка;
• корректировка конструкторской документации по результатам испытаний опытного образца.
Фазы «Прикладная наука» и «Разработка» часто соединяются в одну фазу – Научно-исследовательская и опытно-конструкторская подготовка производства (НИОКР).
НИОКР проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных фирм. На выходе данной фазы – проработанная инвенция – новация. Новация существует в виде проекта, опытного образца, полезной модели.
Далеко не все из новых разработок осваивается в производстве. Так в СССР в 1980-е г. около 70% из числа созданных новых машин и оборудования рекомендовались к производству. Только 20% из них запускались в серийное производство в год создания образца, 30% – на второй год, 18% – на третий год. Следует отметить важность данной фазы инновационного процесса с точки зрения экономической эффективности инноваций. Так по зарубежным данным, на этапе разработки предрешается до 75% себестоимости нового изделия, хотя общие расходы на этот этап не превышают 4%. На фазе «Производство» себестоимость изделия возможно снизить максимально на 6 %.
4. Фаза «Производство».
Данная фаза состоит из следующих частей:
• Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит – конструкторско-технологическую, материально-техническую, организационную подготовку производства. Конструкторская подготовка производства включает проектирование специального оборудования, приспособлений, инструментов. Технологическая подготовка производства охватывает разработку технологий, как для основного, так и для вспомогательного производства.
Материально-техническая подготовка, во-первых, включает материально-техническое снабжение сырьем, материалами, комплектующими, стандартным оборудованием, оснасткой, инструментом, а во-вторых, – монтаж оборудования и проведение пуско-наладочных работ. Организационная подготовка включает разработку системы планов по освоению новой продукции; реструктуризацию существующих подразделений и разработку структуры новых производственных подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда.
• Запуск производства – комплекс технических, организационных, экономических мероприятий с целью освоения нового изделия на производстве.
• Управление текущим производством.
На фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию еще не известна, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Западная статистика показывает, что вероятность материализации инновации достигает только 8,7%. Из каждых 12 инвенций – только одна доходит до последней фазы “Потребление”. В российской промышленности дела обстоят еще хуже – жизненный цикл инновации в России в 1, 5 – 2 раза длиннее.
Для снижения риска часто организуют опытное производство с последующей пробной реализацией опытной партии. При этом производится наблюдение за поведением потребителей, реакций конкурентов и сбытовой сети. Что касается объема инвестиций в производство, то они могут быть весьма значительны и очень часто для привлечения финансовых ресурсов производится эмиссия ценных бумаг. Тем не менее инновационный бизнес является очень прибыльным и наиболее распространенным во всем мире. В США умение превращать изобретения и научные результаты в успешный бизнес развито больше, чем где бы то ни было. США – мировой лидер по экспорту наукоемкой продукции: около 700 млрд долл. в год. Другие страны – Германия – 530, Япония – 400 и т.д. Россия имеет в этой сфере серьезный потенциал: 12% ученых мира и накопленный интеллектуальный капитал порядка 400 млрд долл. Слабое звено – менеджмент.
5. Фаза «Потребление (эксплуатация)».
Данная фаза состоит из следующих частей:
• сбыт инновационной продукции потребителю;
• использование (эксплуатация) продукции потребителем;
• предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.
Для большинства видов новых продуктов, особенно потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются. В рыночной экономике для получения коммерческого эффекта инновационной деятельности существенными являются еще две фазы – «Маркетинг» и «Инвестирование».
Фаза «Маркетинг» присутствует в инновационном процессе дважды:
• в начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации; • в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление», как маркетинг «4Р» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.
Для сверхсложных инновационных изделий, несущих в себе опасность для природы и общества, включают такую стадию жизненного цикла, как «Ликвидация», поскольку их вывод из эксплуатации является рискованным и дорогостоящим, требует инновационных решений и действий. Примеры таких изделий – атомные станции, ракетное вооружение, космические станции, уникальные виды транспортных средств и т.д.
Источник - Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.