Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия
Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта.
Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.
Аудитору необходимо проверить:
- наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
- правильность определения предприятием предлагаемой прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет;
- правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
- правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
- правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
- правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
- правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
- правильность формирования финансового результата.
В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:
- операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
- на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
- продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
- стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
- суммы продажи правильно классифицированы;
- суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.
Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами, и наоборот.
Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов, являются:
- включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов;
- неправомерное использование прибыли текущего периода;
- некорректная корреспонденция счетов;
- намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
- намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
- неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
- намеренное завышение расходов для сокрытия фактов не надлежащего использования денежных средств;
- оплата фиктивных расходов.
Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства
Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.
Проверка организации и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита, позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
- ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
- Приказ МФ РФ №67н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:
- Бухгалтерский баланс (ф. №1);
- Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
- Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
- Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
- Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
- Пояснительная записка к годовому отчету;
- Специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.
Перед началом проверки аудитору следует установить:
Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные.
Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение.
При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.
Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:
- несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
- использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
- применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
- отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
- нераскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.
Аудит отчетности экономического субъекта
Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.
Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.
Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:
Бухгалтерский баланс (ф. №1);
Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
Пояснительная записка к годовому отчету;
Все формы промежуточной отчетности предприятия за год.
К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.
Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:
1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательства предприятия должны производиться в рублях;
2) оценка имущества и обязательства должны осуществляться путем суммирования произведенных расходов;
3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);
4) отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. №1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценках, т.е. зачетом регулирующих величин;
5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать нормативных документов. При наличии отступления их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.
Все выявленные аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.
Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятие за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.
В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявлены нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.
Если ошибки (искажения), обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.
Типичные ошибки:
- неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;
- показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;
- неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;
- не включение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;
- не опубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;
- не отражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;
- не раскрытие либо не достаточное раскрытие последствий условных фактов;
- не раскрытие информации либо не полное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ.
Источник - Аудит : учебное пособие / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 199 с.