КАТАЛОГ О САЙТЕ КОНТАКТЫ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ КАК НАПИСАТЬ

Поиск  

Все темы:Аудит

Организация и проведение аудита

Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются документами различных уровней:

• Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

• Постановлениями Правительства Российской Федерации,

• документами министерств и ведомств,

• правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Федеральным законом определено что такое аудит и кто им может заниматься, права и обязанности аудиторов и проверяемых ими экономических субъектов, установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, какие меры могут быть приняты к аудиторам за нарушение действующего законодательства, отнесение на затраты стоимости аудиторских и сопутствующих услуг. Установлены требования к аудиторским организациям и аудиторам, права и обязанности сторон в ходе аудиторской проверки, определен статус аудиторского заключения и аудитора.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:

Уполномоченный Федеральный орган – совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской при Центробанке России.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. №80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяет Минфин России.

Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности:

Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аттестация аудиторов

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (Фед. Закон от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности). Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы (претенденты).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также практический опыт работы. Документом, подтверждающим базовое образование, является диплом об окончании высшего учебного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по экономическому или юридическому профилю. Практический опыт определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово–хозяйственных отношений в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

«Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов» предусматривает три этапа сдачи квалификационного экзамена. На первом этапе претендентам будут предложены 50 тестов, по 10 тестов по каждому разделу программы подготовки аудиторов: «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Финансы», «Право».

В соответствии с новым положением вместо письменного введен устно-письменный экзамен, который состоит из 2-х частей. В первой части претенденты отвечают на вопросы по разделам «Право», «Налогообложение», «Финансы», а во второй – «Бухгалтерский учет», «Аудит» и решают практическую задачу по аудиту, на которую отводится два академических часа.

Экзаменационная комиссия должна состоять не менее из пяти специалистов (докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов). Состав членов комиссии утверждается Министерством финансов РФ.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Кроме аттестата необходимо получение лицензии на определенные виды аудиторской деятельности.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации.

Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг

ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторский стандарт «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1. получать от аудитора (аудиторской организации) информацию о правовых актах РФ, на которых основываются выводы аудитора (аудиторской организации);

2. получить от аудитора (аудиторской организации) аудиторское заключение в установленный договором об оказании аудиторских услуг;

3. осуществлять иные права, вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг, если они не противоречат законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано:

1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторами (аудиторскими организациями) в предусмотренные законом сроки;

2. создать аудитору (аудиторским организациям) условия для полного и своевременного проведения аудиторской проверки, а также оказывать всестороннюю помощь;

3. не препятствовать проведению аудита;

4. оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

5. своевременно и в полном объеме оплачивать услуги аудитора (аудиторских организаций) в соответствии с договором на проведение аудита;

6. выполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором об оказании аудиторских услуг.

Экономический субъект несет ответственность за:

Права и обязанности аудиторов

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций определены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» и аудиторском стандарте «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов». Согласно данным документам при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1. самостоятельно определять формы, объем и методы проведения аудита исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом и содержания поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

2. проверять в полном объеме документацию аудируемого лица по финансово-хозяйственной деятельности, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3. получать по письменному запросу у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме по любым вопросам, возникающим в процессе проведения аудиторской проверки;

4. получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

5. отказаться от проведения аудиторской деятельности или от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случаях:

6. требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости – также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей;

7. по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц;

8. не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9. требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности;

10. получать вознаграждение за оказание аудиторских услуг;

11. привлекать на договорной основе к участию в аудиторской деятельности аудиторов, работающих самостоятельно или в других организациях, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в правилах;

12. осуществлять иные права, вытекающие из договора по оказанию аудиторских услуг, в случае, если они не противоречат законам РФ.

Случаи, когда аудитор (аудиторская организация) может отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности (помимо случаев несовместимости), являются:

Аудиторы (аудиторские организации) обязаны:

1. осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

2. квалифицированно проводить аудиторские проверки, оказывать иные аудиторские услуги;

3. предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о правовой основе (нормативах) проведения аудита;

4. передать аудиторское заключение в срок, установленный договором на оказание аудиторских услуг;

5. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в процессе аудита;

6. не разглашать содержание документов (за исключением случаев, предусмотренных законами РФ);

7. исполнять иные обязанности, вытекающие из договора на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита, проверяющие обязаны учитывать согласие на это проверяемых экономических субъектов.

Источник - Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Все теоретические статьи

ТЕОРИЯ

СТАТЬИ

Региональная система безналичных платежей

Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000

Государственное управление в регионах: новые подходы

Риск процентной ставки

Рыночный риск: измерение и управление

Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации

Бизнес-системы постиндустриального общества

Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий

Филиалы, данные, анализ

От переработки данных - к анализу

Доходность, ликвидность, риск

Рыночный риск и как с ним бороться

Информация - новый вид финансовых активов

Знание - основа анализа

Информационно-аналитические технологии и выбор решений

Имитационная модель банка - основа аналитической системы

Денежные потоки в коммерческом банке

Внешнее финансирование в системе регулирования финансовых потоков компании

КАК НАПИСАТЬ