Аудит предприятия. Аудит особенностей функционирования предприятия
Аудит особенностей функционирования предприятия включает в себя аудит учредительных документов и видов деятельности организации, а также проверку формирования уставного капитала организации.
Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Цель аудиторской проверки состоит в формировании мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.
Основные направления проверки учредительных документов и аудита учета формирования уставного капитала:
- подтверждение юридических оснований на право функционирования экономического субъекта;
- проверка наличия и формы учредительных документов;
- соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;
- полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала;
- проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества;
- проверка налогообложения средств, переданных в уставный капитал организации ее учредителями;
- проверка законности видов деятельности;
- соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ;
- полнота и правильность формирования уставного капитала;
- соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала;
- оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала;
- установление реальности внесения сумм в уставный капитал;
- обоснованность изменений величины уставного капитала;
- аудит расчетов с учредителями, аудит налогообложения при учете формирования уставного капитала и выплате дивидендов;
- подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части: величины и структуры уставного капитала, задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал, наличия собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов, организационных расходов;
- установление юридического основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов.
Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации: внутренние документы клиента: устав, учредительный договор, зарегистрированные изменения к учредительным документам, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, договор на банковское обслуживание, проспекты эмиссии, отчет о результатах выполнения проспекта эмиссии, приказы, журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях другим лицам экономического субъекта, реестр акционеров, регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала (журнал-ордер №12, ведомость аналитического учета по счету 80 «Уставный капитал», методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах, Главная книга или оборотносальдовая ведомость, бухгалтерская отчетность и др.).
В бухгалтерской отчетности необходимая для проверки информация содержится:
- в Бухгалтерском балансе (ф. №1): в активе – в разделе «Оборотные активы» величина задолженности учредителей по взносам в уставный капитал; в пассиве – раздел «Капитал и резервы», статья «Уставный капитал» отражает величину уставного капитала организации;
- в Отчете об изменениях капитала (ф. №3).
Информацию о формировании уставного капитала содержат счета бухгалтерского учета: 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 75 «Расчеты с учредителями».
При проверке синтетического учета формирования уставного капитала аудитор может использовать следующие методы сбора аудиторских доказательств: устный и письменный опрос учредителей и акционеров о порядке внесения вкладов и распределения доходов, проверка внутренних документов предприятия.
Основной целью аудита общих документов организации является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от его момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Аудитор определяет, насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы на всех стадиях жизненного цикла организации.
При ознакомлении с учредительными документами аудитор выясняет:
- организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.);
- форму собственности (государственная, частная и т.д.);
- принадлежность (российская организация, иностранная организация, с участием иностранного капитала и т.д.);
- юридический статус организации (дочернее, зависимое, холдинг);
- виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;
- территория функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые дминистративно-территориальные образования);
- соответствие осуществляемых видов деятельности учредительным документам;
- виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Аудитор в ходе проверки должен установить наличие соответствующих документов и соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации.
При ознакомлении с уставом организации аудитор устанавливает, определены ли в нем:
- фирменное наименование, являющееся исключительным и содержащее указание на организационно-правовую форму организации;
- местонахождение организации, которое определяется местом ее государственной регистрации;
- размер уставного капитала и распределение долей в нем среди всех учредителей;
- цели и виды деятельности организации;
- порядок назначения или избрания исполнительных органов;
- состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений;
- наличие представительств и филиалов организации;
- порядок формирования фондов;
- порядок распределения дивидендов;
- другие существенные вопросы, как предусмотренные, действующим законодательством, так и согласованные учредителями, но не противоречащие законодательству.
Проверка формирования уставного капитала
Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов участников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал может пополняться из прибыли от хозяйственной деятельности, а при необходимости – дополнительными вкладами его участников.
В бухгалтерском учете организаций на кредите счета 85 «Уставный капитал» отражают сумму закрепленного согласно учредительным документам капитала данной организации в корреспонденции с дебетом счета 75 «Расчеты с учредителями» на сумму задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал и другими счетами.
В счет вклада в уставный капитал организации могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальная собственность, ценные бумаги, денежные средства.
Изучая первичные документы по вкладам в уставный капитал, аудитору целесообразно результаты контроля систематизировать в рабочей таблице.
Данные ведомости позволяют впоследствии проследить время внесения взносов и сумм по сравнению с установленными в учредительных документах и протокольных решениях учредителей (участников) параметров. Уставный капитал, в отличие от других источников средств, является относительно стабильной величиной. Это значит, что в бухгалтерском учете записи по кредиту счета 85 «Уставный капитал» на увеличение суммы уставного капитала и по дебету счета на сумму его уменьшения делают только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Уставный капитал может увеличиваться также за счет выпуска новых акций или повышения их номинальной стоимости, а уменьшаться – за счет выкупа части акций у держателей и их аннулирования, снижения номинальной стоимости акции, при изъятии вкладов учредителей, при перечислении части средств уставного капитала в резервный капитал, при списании за счет средств уставного капитала убытка организации.
Следующим этапом аудита формирования уставного капитала является проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с учредителями и соответствия данных аналитического и синтетического учета уставного капитала. Источниками информации для такой проверки являются журнал-ордер №12-АПК, ведомость №69-АПК, журнал-ордер №8-АПК, ведомость №42-АПК, Главная книга, ведомости (машинограммы) при автоматизации учета.
Завершающим этапом проверки является обобщение выявленных отклонений в учете уставного капитала по сравнению с действующим законодательством и обоснование предложений по их устранению. Если аудитор считает, что выявленные нарушения несущественны, не влияют на законность дальнейшего функционирования организации, то он вправе выдать положительное заключение. Когда аудитор обнаружит существенные нарушения в учредительных документах, а также в учете уставного капитала, которые ставят под сомнения законность функционирования организации или наносят ущерб государству, собственникам (акционерам) и кредиторам, то он должен предоставить время руководству экономического субъекта для устранения выявленных нарушений.
Источник - Аудит : учебное пособие / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 199 с.