Банковские активы и пассивы. Их виды и структура
Банковские активы можно разделить на четыре основные категории:
а) наличные деньги и приравниваемые к ним средства;
б) инвестиции в ценные бумаги;
в) ссуды;
г) здания и оборудование.
Кассовая наличность необходима для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов (оплату материалов и услуг, заработную плату и прочее). Эта статья включает средства на счетах в ЦБ и в других КБ, наличность в хранилище (банкноты и монеты), платежные документы в процессе инкассирования. Обычно банк стремится удерживать эту статью на менее высоком уровне, так как запас наличных денег почти или вовсе не приносит дохода. Эта статья для КБ наиболее ликвидная, но наименее прибыльная.
Для удовлетворения спроса на наличность и быстрой мобилизации средств нужны капиталовложения в ликвидные ценные бумаги: инвестиции в краткосрочные ценные бумаги (федеральные и муниципальные), ценные бумаги денежного рынка, включая процентные срочные депозиты в других банках и коммерческие ценные бумаги. Эта статья обеспечивает определенный доход, вложенные в нее средства можно легко с кратковременным уведомлением конвертировать в наличность. Эта статья также включает и ценные бумаги, приносящие доход (облигации и векселя).
Крупнейшим активом банка являются ссуды, выдаваемые организациям. На них обычно приходится от 1/2 до 3/4 суммарной стоимости всех активов. Уровень ликвидности зависит от сроков и целей, на которые предоставлены ссуды, и от их заемщиков. Наиболее ликвидными являются ссуды, выданные другим КБ, и краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам. Помещая средства в различные кредитные операции, для руководства банка главной задачей является получение высокого дохода при одновременном удовлетворении потребностей клиентов в кредите, поэтому степень ликвидности конкретной сделки не имеет первоочередного значения.
К последней статье активов относятся основные фонды банка: здания, сооружения, ВТ, оборудование, транспортные средства и так далее. Эти активы принято относить к низколиквидным, так как они не приносят дохода и используются для внутренних нужд банка. Если их величина более 10% всех активов банка, то это говорит о нерациональном использовании привлеченных средств.
Разные активы приносят банку неодинаковую прибыль и имеют различную степень риска. Банки проводят классификацию своих активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска.
Финансовые ресурсы банка формируются (банковские пассивы) за счет собственных и привлеченных средств. Собственный капитал банка делится на:
· собственный капитал-брутто;
· собственный капитал-нетто (средства брутто минус сумма иммобилизации).
Средства брутто содержат:
1. Фонды – уставный, резервный, специальный, основных средств, амортизации, экономического стимулирования, страховые резервы коммерческого риска.
2. Собственные средства для финансирования инвестиций.
3. Прибыль.
4. Собственные средства в расчетах.
5. Сумма иммобилизации – капитализированные собственные средства, отвлеченные средства за счет прибыли;
собственные средства, вложенные в ценные бумаги; собственные средства, отвлеченные в расчеты; дебиторская задолженность.
Привлеченные средства включают следующие статьи:
1. Срочные депозиты и депозиты до востребования. Депозит (вклад) – это денежные средства, которые их собственник (вкладчик) передает на хранение в банк. Банк начисляет проценты по депозиту. По вкладам до востребования начисляются низкие проценты. Депозиты до востребования предназначены для осуществления текущих расчетов владельца счета в разных формах – наличными деньгами, чеками, переводом.
Срочные вклады помещаются в банк на определенный срок (не менее одного месяца), по ним начисляются более высокие проценты. Наиболее распространенной формой срочных вкладов среди физических лиц являются сберегательные вклады. Вкладчику выдается сберегательная книжка.
2. Выпуск срочных ценных бумаг – облигаций, векселей, сертификатов. Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации могут быть предъявительскими, именными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.
Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя.
Депозитный сертификат – это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных в нем депозитов и начисленных по ним процентов. Выдается, как правило, юридическим лицам. Право требования по депозиту может быть передано его владельцем другому лицу.
Сберегательный сертификат
3. Кредит ЦБ. Централизованный кредит предоставляется на какие-то цели, например, инвестиции. Размер платы за такие кредитные ресурсы определяется учетной ставкой ЦБ.
4. Межбанковские кредиты. В основном банки получают заемные ресурсы от других коммерческих банков. Обычно это кредиты краткосрочные.
5. Средства в расчетах – расчеты банка с другими организациями, привлеченные средства по факторинговым операциям, межфилиальные обороты, средства на корреспондентских счетах.
По всем привлеченным средствам банк несет расходы, так как начисляет проценты.
Получение максимальных доходов КБ может быть достигнуто за счет наиболее эффективного использования мобилизованных им денежных ресурсов. Так как вся деятельность банков нацелена на получение прибыли в условиях постоянной конкуренции, то главной задачей становится поиск возможности получения дополнительного дохода без того, чтобы не подвергать банк неоправданному риску.
КБ должен обеспечивать способность удовлетворять требованиям вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите, так как предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли.
Конфликт между ликвидностью и прибыльностью банка можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.
Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка. Большинство банков имеют несоответствие между сроками погашения по активам и по основным обязательствам. Другая проблема – чувствительность банков к изменениям процентных ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение процентных ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку.
Общие подходы к решению проблем ликвидности банков:
1) обеспечение ликвидности за счет активов, то есть трансформация активов (управление ликвидностью через управление активами);
2) использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами);
3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).
Первый подход считается наиболее старым в обеспечении потребностей банка. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов и когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства.
Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности КБ.
Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению баланса.
Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.
Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности.
Коммерческий банк разрабатывают и развивают новые формы и методы привлечения сбережений частных вкладчиков. Банки развивают рынок «коротких денег», на котором представлены срочные депозиты (от 14 дней до 2 месяцев). Практикуются фьючерсные вклады, по которым внесенные в рублях средства пересчитываются в свободно конвертируемую валюту.
Сбалансированный подход в управлении ликвидностью предполагает часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливать в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в других банках, а другие потребности в ликвидных средствах обеспечивать предварительными соглашениями об открытии кредитов в других банках.
Для контроля ЦБ уровня ликвидности в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» №110-И от 16 января 2004 (в ред. Указаний от 18.06.2008г.) устанавливаются следующие обязательные нормативы ликвидности:
- минимальные размеры уставного капитала;
- минимальные размеры собственных средств;
- предельный размер не денежной части уставного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- нормативы ликвидности;
- размер валютных, процентных и иных рисков;
- минимальный размер резервов высокорисковых активов;
- нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам и др.
Источник - Т.А. Фролова Банковское дело: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.