Теоретические статьи по экономике
Все темы: Аудит Банковское дело Бизнес-планирование Бухгалтерский учет Внешнеэкономическая деятельность Инвестиционный менеджмент Инновационный менеджмент История экономических учений Контроллинг Логистика Макроэкономика Маркетинг Микроэкономика Мировая экономика Налогообложение Основы менеджмента Риск менеджмент Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансы и кредит Экономика предприятия Экономическая статистика Прочие статьи
Макроэкономика. Классическая модель
Классическая школа рассматривала модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основной тезис сторонников в этой концепции гласит: предложение товаров само создает собственный спрос; произведенный объем продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров; предложение и порожденный им спрос количественно совпадают. Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рынка, о неограниченной конкуренции и недопустимости каких-либо проявлений вмешательства и протекционизма. Яркий сторонник учения А. Смита, французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.) принципы свободы рынка возвел в ранг абсолюта и пришел к выводу, что сами законы рынка делают невозможным ни производство, ни недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта в литературе получило название “закон Сэя”.
Транспортная логистика. Особенности организации транспортной логистики
Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.
Стратегия и планирование в логистике
Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа: 1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными; 2. Тактические решения – связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском; 3. Операционные решения – наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой. Существует несколько типов стратегических решений: для организации в целом; для каждого вида бизнеса организации; для каждой функции.
Материальный поток. Управление материальными потоками
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия. Выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.
Логистика. Основные понятия и требования логистики
Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.
Логистические информационные системы
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев ЛЦ является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе способны быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.
Этапы развития логистики
Этапы исторического развития логистики были обусловлены: объективными тенденциями на рынке; широтой понимания возможностей логистического подхода и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления; уровнем охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий; сложностью логистического управления; уровнем развития технических средств обработки и передачи данных, механизации и автоматизации производства. В современной экономике существует несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Рассмотрим некий обобщенный подход.
Концепция логистики. Принципы логистики
Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.
Контроллинг в системе управления
Контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет предприятие на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижением как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.
Финансовый контроллинг
Основная задача финансового управления предприятием заключается в поддержании рентабельности и обеспечении ликвидности, т.е. способности предприятия в любой момент времени выполнять свои платежные обязательства. В соответствии со своей сервисной функцией в сфере финансового управления предприятием контроллинг обеспечивает: участие в формировании специфических для предприятия источников финансирования, стратегий финансирования и мероприятий по финансированию с учетом всех планов; составление укрупнений планов – балансов и отчетов о прибылях и убытках, участие в формировании долго- и краткосрочных финансовых планов; текущий контроль за исполнением плана и контроль важнейших финансовых показателей; составление финансовых сообщений по анализу отклонений и разработку предложений по управленческим мероприятиям.
Страница: [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][предыдущая][следующая] |