Теоретические статьи по экономике
Все темы: Аудит Банковское дело Бизнес-планирование Бухгалтерский учет Внешнеэкономическая деятельность Инвестиционный менеджмент Инновационный менеджмент История экономических учений Контроллинг Логистика Макроэкономика Маркетинг Микроэкономика Мировая экономика Налогообложение Основы менеджмента Риск менеджмент Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансы и кредит Экономика предприятия Экономическая статистика Прочие статьи
Деньги. Денежная политика
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента всех других товаров и услуг. В живой природе аналогий не найти. Пожалуй, вся структура экономики предопределена существованием денег. Деньги - это инструмент управления жизнью отдельного человека и общества в целом. Деньги – это документ, дающий право на получение любых жизненных благ и имущества. Деньги всегда находятся рядом с человеком. Наличные деньги человек носит в кармане, безналичные деньги держит на пластиковой расчетной карте, на банковских вкладах и счетах. Деньги появились при определенных условиях осуществления экономических отношений в обществе и изменялись с изменением этих отношений. Существует две основные теории происхождения денег. Сторонники рационалистической теории происхождения денег считают, что деньги появились как результат соглашения между людьми, что люди изобрели деньги для удобства обмена. Сторонники эволюционной теории происхождения денег (к которым относятся и авторы пособия) считают деньги результатом эволюционного процесса, в ходе которого независимо от желания людей отдельные продукты выделились из общей массы и заняли особое положение.
Кредитная система. Сущность и структура кредитной системы
Кредитная система - это часть финансового рынка, которая представлена теми его элементами (функциональными и институциональными), которые непосредственно занимаются кредитными операциями или регулируют их выполнение. Кредит – это движение денежных средств от кредитора к заемщику на условиях возвратности, срочности и платности ссуд. Главными условиями существования кредита является наличие спроса и предложения на финансовые ресурсы, которое выражается в существовании потребности в дополнительных финансовых ресурсах у одних субъектов экономики и наличие свободных средств у других. В качестве источников временно свободных денежных средств могут выступать: 1. Население, за счет сбережений, которые в данном случае размещаются по каналам косвенного финансирования (в учреждениях кредитной системы); 2. Предприятия, за счет капитала по тем или иным причинам высвободившегося из оборота.
Государственный долг и государственный кредит
Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами, заемщиками или гарантами. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, бюджетам других уровней, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают определенные обязательства или требования. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией ратифицирует Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Финансы. Финансовая система
Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов. Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.
Финансы предприятия. Структура финансов предприятия
Денежные отношения предприятий производственной сферы являются важнейшим инструментом влияния на эффективность их деятельности. Это связано с тем, что финансы отражают теснейшее взаимодействие между процессом создания стоимости и ее распределения: величина созданной стоимости определяет объем финансовых ресурсов предприятия в целом и его отдельных денежных фондов, а это, в свою очередь, является принципиальной предпосылкой роста производства и увеличения масштабов создаваемой стоимости. Последнее реализуется через объемы капитальных вложений, объемы текущего финансирования производства, объемы материального стимулирования персонала и т.п. В непроизводственной сфере (сфере оказания услуг социального и интеллектуального характера – образование, наука, медицина и т.п.) финансы играют роль регулятора важнейших сторон общественной жизни: денежные ресурсы соответствующих предприятий (организаций) определяют такие параметры общества, как его образовательный и культурный уровень, здоровье, возрастную структуру, научно-технический потенциал и т.п.
Бюджетная система. Государственный бюджет
Бюджет – это центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд – это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджетный план - это документ, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план – основной финансовый документ страны. В процессе исполнения “бюджетного плана” образуется и используется ”бюджетный фонд” основной государственный централизованный денежный фонд.
Управление финансовыми рисками
Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают следующие грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т.п. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска. Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска. Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.
Финансовые ресурсы предприятия
Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства (производственно-торгового процесса), содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов. Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение капитала в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль.
Финансовое планирование
Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы следует разделить на долгосрочные, текущие и оперативные.
Финансовый маркетинг
Маркетинг надо рассматривать как интегральную функцию менеджмента. В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как научная дисциплина о закономерностях рынка, как стратегия принятия управленческого решения, как функция менеджмента. Многообразие трактовок маркетинга связано со множеством задач, которые он решает в различных сферах деятельности. Основными из них являются: 1) повышение доли рынка, контролируемой данным хозяйствующим субъектом; 2) предвидение (прогноз) требований потребителей к товарам, работам и услугам; 3) выпуск товаров, работ, услуг более высокого качества; 4) обеспечение согласованных сроков поставок; 5) установление уровня цен с учетом условий конкуренции; 6) поддержание репутации хозяйствующего субъекта у потребителей.
Страница: [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][предыдущая][следующая] |