Теоретические статьи по экономике
Все темы: Аудит Банковское дело Бизнес-планирование Бухгалтерский учет Внешнеэкономическая деятельность Инвестиционный менеджмент Инновационный менеджмент История экономических учений Контроллинг Логистика Макроэкономика Маркетинг Микроэкономика Мировая экономика Налогообложение Основы менеджмента Риск менеджмент Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансы и кредит Экономика предприятия Экономическая статистика Прочие статьи
Мировое хозяйство. Структура и ресурсы мирового хозяйства
Современная научная и учебная литература не содержит единого толкования понятия «мировое хозяйство». Существуют различные подходы к его определению и в отечественной, и в зарубежной литературе. Выделяют важнейшие из них: 1) мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик и не является полным; 2) мировое хозяйство – мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства – сфера реального производства и сфера обращения; 3) мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов.
Мировая экономика
Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Различие между определениями становится все менее и менее заметным, т.к. почти все отрасли взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно. Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.
Международные экономические отношения
Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении ХIХ–ХХ веков и особенно во второй половине прошедшего столетия служит поступательное развитие мировых хозяйственных связей. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных хозяйств неизбежно ведет к растущей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда. Международные экономические отношения представляют собой сложную и противоречивую систему хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и прочими объединениями, так и между компаниями в рамках мирового хозяйства. Важнейшими звеньями международных экономических отношений являются международная торговля товарами и услугами, международное движение капитала, международные валютные отношения и международная миграция рабочей силы.
Международное движение капитала. Формы движения капитала
Международное движение капитала - это движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом. Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах. Основной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением. Обычно капиталы движутся лишь за более высокой нормой прибыли.
Эластичность спроса и эластичность предложения
Предложение представляет собой готовность производителя реализовать определенное количество товара по определенным ценам в течение определенного промежутка времени. Предложение обозначается буквой S (от английского «Supply»). Предложение товаров и услуг испытывает на себе влияние множества факторов, среди которых наиболее важное место занимает цена. Зависимость между ценой и объемом спроса прямая. Действительно при увеличении цены на предлагаемый товар при прочих равных условиях у производителя появляется желание реализовать большее количество товара. Прямая зависимость между изменением объема предложения вследствие изменения цены получила название закона предложения. Графически закон предложения можно продемонстрировать при помощи кривой предложения. Кривая предложения имеет положительный наклон (чем выше цена товара, тем большее количество товара будет произведено при прочих равных условиях).
Рыночное равновесие. Равновесная цена
Стремление рынка к достижению состояния равновесия несложно доказать, предположив, что рыночная цена в данный момент времени не соответствует равновесной. В случае заниженной цены товар станет более доступен, и соответственно большее количество людей выразят желание его приобрести. Однако количество фирм, имеющих возможность продать товар, получив при этом достаточный уровень рентабельности, сократится. Для некоторых (особенно мелких) предприятий понижение цены несет в себе убытки. Соответственно возникает ситуация избыточного спроса, порождающая товарный дефицит. Конкурируя между собой за ограниченное количество товара покупатели вызовут тем самым повышение цены, которое возможно превысит равновесную вследствие желания продавцов получить дополнительную прибыль в краткосрочном периоде, что, в свою очередь, породит избыточное предложение (производители выставят на реализацию запасы залежалой на складах продукции или будут работать в 3 смены).
Полезность блага. Теория полезности. Кривая безразличия
Стремительное развитие промышленности стало порождать проблемы в сфере сбыта продукции. Это поставило в центр внимания экономических исследований проблему потребительского выбора. Она была сформулирована представителями нового направления – маржинализма (маржинальный - предельный). Резкий переход от анализа стоимости с позиции товаропроизводителя к исследованию ценности блага со стороны потребителя обусловил характеристику нового направления как революционного (нередко в учебниках можно встретить словосочетание «маржиналистская революция»). В развитии маржинализма выделяют 2 этапа. 1. Ранний маржинализм (70-80 годы 19 века). Австрийская школа (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк). Ее характерная черта - последовательный субъективизм (все экономические категории и экономические отношения выводятся только исходя из субъективных ожиданий потребителя). Оценка полезности вещи со стороны потребителя определяет, по мнению ранних маржиналистов, цену товара и объем реализации. Поскольку понятие ценности представляется слишком субъективным, в экономическую теорию вводится новая категория – предельная полезность (полезность последней единицы запаса блага).
Рыночные структуры. Типы рыночных структур
Экономисты выделяют следующие рыночные структуры (ситуации), представляющие скорее «идеальные типы»: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Реальные рыночные условия более сложны и менее предсказуемы, нередко мы сталкиваемся с сочетанием характерных особенностей двух или трех ситуаций, однако выделение «идеальных типов» позволяет с определенной долей условности характеризовать планируемую сферу деятельности и определить наши конкурентные преимущества (сильные стороны) и возможные слабые стороны. Рассмотрим ситуацию чистой конкуренции. Конкуренция - это рынок множества товаропроизводителей и продавцов, продукция которых почти не отличается друг от друга, как по цене, так и по качеству.
Рынок. Сущность рынка. Рыночная экономика
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок). Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
Факторы производства
Производство образует материальную основу экономики. Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Источник производства – это ресурсы. Ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ. Ресурсы становятся экономическими (т.е. приобретают форму факторов производства) при вовлечении их в производственный процесс. В качестве основных факторов производства выделяют капитал, землю, труд, предпринимательскую способность. Капитал – это созданная ранее накопленная стоимость. Выделяют следующие основные виды капитала. 1. Денежный капитал. Находится в денежной форме. 2. Фиктивный капитал. Вложен в ценные бумаги. 3. Реальный капитал (недвижимость, оборудование, материалы, полуфабрикаты, товары).
Страница: [1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][предыдущая][следующая] |